22-06-15 / 2015
Новости отрасли
РЖД увезет вагоны

РЖД станет агентом своей "дочки" ФГК и будет управлять ее полувагонами. Грузоотправители видят в этом риск повышения стоимости перевозки

Федеральная грузовая компания (ФГК, "дочка" РЖД) может передать РЖД в управление все свои вагоны, рассказали три источника, близкие к компаниям.

По их данным, такое решение было принято на совещании в РЖД 9 июня. РЖД в лице Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) станет агентом ФГК, которому ФГК будет платить комиссию за управление парком, поясняет один из них, не раскрывая размер комиссии. При этом РЖД и ФГК договорились, что РЖД не будет платить штраф, если технологические и финансовые показатели "дочки" монополии не улучшатся, говорит другой собеседник.

По данным одного из них, вагоны могут быть переданы уже с 1 июля.

Представители РЖД и ФГК от комментариев отказались.

У ФГК 163 000 полувагонов, 23 000 крытых вагонов, 12 000 платформ и 5000 цистерн. Грузоотправители опасаются, что передача парка ФГК в аренду РЖД приведет к росту стоимости перевозки грузов, говорит сотрудник одной из компаний-грузоотправителей.

Это ответственное и одновременно рискованное решение, говорит советник председателя совета директоров "Северстали" Сергей Нарышкин. "Управляя вагонами своей "дочки", РЖД рассчитывает повысить ее рентабельность. Но это может и не получиться, а убытки ФГК растворятся в общих расходах РЖД.

А их рост покрывается тарифом. Но думаю, что прибавка будет незначительной", - отмечает он.

РЖД будет ограничивать конкуренцию на рынке, уверен один из собеседников "Ведомостей". Многие операторы, особенно мелкие, будут вынуждены уйти с рынка, полагает он. Сотрудник ФАС заявил, что служба пока не знакома с деталями договоренностей РЖД и ФГК. Представитель ФАС на вопросы не ответил.

Идею передачи парка полувагонов ФГК в РЖД монополия и ее "дочка" обсуждают несколько месяцев. Ранее ФГК планировала передать РЖД вагоны в аренду по ставке 626 руб. за вагон в сутки (рыночная ставка - 400 руб. за вагон в сутки). Это помогло бы оператору нарастить в этом году выручку на 7% до 53,1 млрд. руб. Но стать прибыльной это бы ФГК не помогло - ее убыток мог составить 2 млрд. руб. (по итогам 2014 г. убыток компании по РСБУ - 3,6 млрд. руб.). Но от варианта с арендой вагонов ФГК РЖД отказалась.

В начале июня гендиректор ФГК рассказывал другую схему консолидации: передачу их в "банк вагонов". Должна быть создана отдельная компания, которой бы операторы сдавали в аренду вагоны по ставке 400 руб. за вагон в сутки. У этой компании должно сосредоточиться 300 000 вагонов - столько же, сколько составляет профицит парка на сети (25% всех вагонов).

Операторы, сдающие вагоны в "банк", не могли бы арендовать их ни у кого, кроме "банка". Брать в аренду у "банка" вагоны могла бы и РЖД. Ставка, по которой операторы и РЖД могли бы брать вагоны в аренду, - 600 руб. за вагон в сутки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости22.06.2015