07-10-16 / 2016
Новости отрасли
РЖД уйдет с путей

РЖД не хочет больше тратить деньги на строительство новых и модернизацию действующих путей. Это прерогатива государства и грузоотправителей, считает компания

 РЖД направила министру экономики и развития Алексею Улюкаеву поправки к проекту целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок.

"Ведомости" ознакомились с документом.

 РЖД не хватает средств на инфраструктуру, и этот тренд усиливается с каждым годом. Перевозки дешевых грузов растут, а высокодоходных - сокращаются, пишет компания. Уже сейчас недоинвестирование в модернизацию и капитальный ремонт инфраструктуры составляет свыше 20% от потребности.

Поэтому РЖД предлагает, чтобы финансировали модернизацию и строительство путей государство и грузоотправители. Другой вариант - введение инвестиционной надбавки к тарифу для всех грузовладельцев, пользующихся данным участком инфраструктуры. Третий - авансирование выгодоприобретателями платы за будущие перевозки по участку инфраструктуры, требующему развития или строительства.

 Близкий к РЖД человек подчеркивает, что это лишь часть комплекса мер, в число которых входит сокращение затрат самой компании, повышение клиентоориентированности и решение проблемы содержания малодеятельных линий. Главная цель - обеспечить финансовую и технологическую устойчивость компании в условиях дефицита финансирования. В этом смысле необходимы определенные тарифные решения, а вот амплитуда этих решений - вопрос обсуждаемый, говорит собеседник "Ведомостей".

 Введение инвестиционных надбавок к тарифу позволит РЖД экономить более 40 млрд руб. в год, говорит гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. Но фактически это разрушит текущую систему тарифообразования и резко снижает ее транспарентность, а также несет риски дискриминации. Eсли переложить на государство финансирование ключевых проектов в полном объеме вместо текущих 60-65%, то расходы РЖД сократятся еще более чем на 50 млрд руб.

 Менеджер компании-грузоотправителя не понимает, почему расходы на развитие путей должны ложиться на грузовладельцев. Задача РЖД - обеспечить инфраструктуру, а задача бизнеса - увеличивать грузооборот, повышая тем самым доходы монополии и налоговые платежи в госбюджет. Транспортные издержки для грузоотправителей в последнее время и так существенно выросли вследствие запрета на продление срока службы старых вагонов и возникшего дефицита подвижного состава и роста ставок за предоставление вагонов, сетует он. На строительство новых и развитие существующих линий должны были, по идее, и так тратиться дополнительные доходы РЖД, которые компания получала от индексации тарифов и дополнительных надбавок, например, экспортной наценки на ряд грузов. "Строительство магистральной инфраструктуры за счет грузоотправителей невозможно, не хватит запаса прочности", - считает другой крупный грузоотправитель.

 Представитель РЖД от комментариев отказался. Eго коллега из Минэкономразвития сказал, что документ получен и прорабатывается.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости07.10.2016