08-06-20 / 2020
Новости отрасли
РЖД удешевили экспорт ЖРК и апатита альтернативными Мурманску маршрутами, включая Латвию

ОАО "Российские железные дороги" ввело 25%-ную скидку на перевозки за рубеж альтернативными маршрутами железорудного концентрата (ЖРК) и удобрений, транспортировавшихся через Мурманск до приостановки сообщения с ним, сообщила компания.

Понижающий коэффициент распространяется на экспорт ЖРК "Ковдорского горно-обогатительного комбината" "ЕвроХима" (со станции Ковдор на станцию Скангали), а также апатитового концентрата "Акрона" и "ФосАгро" (со станций Титан и Апатиты на станции Скангали и Завережье, расположенные на границе РФ с Латвией и Белоруссией, соответственно).

Дисконт будет действовать до восстановления сообщения с портом, прерванного в результате обрушения моста через реку Кола в пригороде Мурманска. "Специальные тарифы не потребуют закрепления объемов перевозок гарантийными обязательствами", - уточняется в сообщении.

Обрушение железнодорожного моста между станциями Выходная и Кола произошло 1 июня. В результате стала невозможна отправка грузов в направлении мурманского транспортного узла. В настоящее время создается обход места ЧП за счет нового участка, строящегося в рамках курируемого Минтрансом проекта, по прокладке ветки на порт Лавна (на противоположном от Мурманска берегу Кольского залива).

Региональные власти и руководство РЖД ожидают запуск этой логистической схемы к 23 июня. Параметры движения оцениваются монополией в 16 пар поездов в сутки с учетом пассажирских. Полностью восстановить объемы движения в Мурманск РЖД планируют к октябрю - после реконструкции разрушенного моста.

Генеральный директор "Российских железных дорог" Олег Белозеров, посещая регион на прошлой неделе, заявил, что компания прорабатывает варианты поддержки компаний, грузы которых, следующие в направлении мурманского транспортного узла, не могут быть доставлены по этому маршруту из-за обрушения моста.

"Сейчас с отправителями ведется работа, чтобы предоставить им дополнительные скидки (на перевозку продукции - ИФ) по тем направлениям, где есть возможность (ее - ИФ) отправить. Например, минеральные удобрения или иные грузы", - заявил он. "Мы (обеспечим - ИФ) все условия, чтобы не создавать для наших грузоотправителей дополнительную финансовую нагрузку", - сказал топ-менеджер.

При этом мурманский губернатор Андрей Чибис отметил, что "есть отдельная задача по предприятиям, которые отгружают продукцию". "РЖД все необходимые действия предпринимают, чтобы перенаправить грузы через другую инфраструктуру, сделать все максимально, чтобы эта форс-мажорная ситуация не повлияла или минимально повлияла на работу (предприятий региона - ИФ)", - говорил он.

Местный железнодорожный узел, в частности, обслуживает "Мурманский морской торговый порт" группы "СУЭК" и "Мурманский балкерный терминал" "ЕвроХима", грузы на которые поступают с предприятий, расположенных на юге Мурманской области. Все экспортные объемы апатитового концентрата традиционно идут через Мурманск, так как в этом регионе сосредоточены мощности по его производству - ГОКи "ФосАгро", "ЕвроХима" и "Акрона".

Альтернативы порту для перевалки апатитового концентрата нет, поэтому "ФосАгро" из-за аварии прорабатывает возможность экспорта апатита через порты ближнего зарубежья, говорил "Интерфаксу" на прошлой неделе представитель компании. Она экспортирует около 18% апатитового концентрата - это порядка 1,9 млн тонн (данные за 2019 г.). Крупнейшими зарубежными потребителями сырья являются норвежская Yara и бельгийская Prayon.

"Акрон" в 2019 г. продал сторонним потребителям 290 тыс. тонн апатитового концентрата, также на европейский рынок, следует из отчетности компании. У Ковдорского ГОКа "ЕвроХима" есть альтернатива перевозки апатита на завод компании в Литве по суше, говорил агентству директор по логистике предприятия Евгений Романов.

Основные сложности комбинат испытывает с экспортом ЖРК: в июне потребителям в Китае планировалось отправить через Мурманск 600 тыс. тонн концентрата. "В настоящий момент идет поиск альтернативных вариантов - идут переговоры с покупателями, морскими терминалами северо-запада и ближнего зарубежья, проговариваются новые условия с операторами подвижного состава, судовладельцами и РЖД", - отмечал менеджер неделю назад.

Власти Мурманской области предложили грузоотправителям в качестве альтернативы порт Кандалакша. Однако, как говорят собеседники "Интерфакса" в химической отрасли, этот порт менее эффективен из-за глубины, скорости выгрузки вагонов и стоимости фрахта, в частности, до Китая.

Право варьировать грузовые тарифы в рамках "ценового коридора" "Российские железные дороги" получила его в 2013 г. С 2019 г. компания имеет возможность давать только скидки - для грузов II (базового) и III (высокодоходного) тарифного классов - до 50%, для грузов I (низкодоходного) класса - до 25% при перевозках в пределах 3,3 тыс. км и до 12,8% - на более длинные расстояния. Изменение ставок может осуществляться на срок до 10 лет.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс08.06.2020