28-04-25 / 2025
Новости отрасли
«РЖД» тестирует эффективность цифровых модулей в управлении ж/д транспортом

Цифровая трансформация – не самоцель, а путь к реальному улучшению, подчеркнул ответственный за связь с внешними партнерами от ИУЦТ, старший преподаватель кафедры "Железнодорожные станции и транспортные узлы" РУТ (МИИТ) Янев Живко на конференции РЖД-Партнера "Цифровизация на железнодорожном транспорте".

"Цифровая ж/д станция", "ИСУЖТ", ГИД "Урал-ВНИИЖТ" и тысячи других модулей и программ звучат прогрессивно и красиво. В ОАО "РЖД" тоже разработан, внедрен и активно эксплуатируется ряд цифровых решений. Но парадокс кроется в том, что, сделав огромную работу, создав мощные инструменты, автоматизировав процессы, не была проведена комплексная оценка эффективности этих решений. Представьте предприятие, где внедрили новое оборудование, но не измерили, насколько оно повысил производительность – вот примерно так обстоит дело", – объяснил Я. Живко.

Поэтому главной задачей стало не просто внедрение новых цифровых модулей, а понимание, как системно и объективно оценивать, какой вклад они вносят в эксплуатационные показатели – скорость, грузооборот, производительность локомотивов, оптимизацию графиков и прочее. Только так удастся отличить настоящие цифровые решения от "псевдоцифры", которая не приносит реального результата.

Как измерить цифровую эффективность

Цифровые модули – не технологии ради технологий, это конкретные инструменты, встроенные в управление ж/д инфраструктурой. "ИСУЖТ" – целый набор модулей, отвечающий за цифровые процессы от формирования графиков движения до планирования тяговых ресурсов, от автоматизации диспетчерского управления до цифровизации станционных операций. Каждый из этих модулей влияет на эксплуатационные показатели, но загвоздка в том, что внедрение системы не гарантирует ее эффективность, нужны четкие показатели "до" и "после", нужны методы измерения, верификация данных – только там удастся действительно понять: да, модуль действительно улучшает работу, или наоборот – нет, нужны доработки, пересмотр или замена решения.

"Внедрив ЦЖС, ИСУЖТ и прочие модули, можно ли уверенно сказать, что это дало? А именно ради этого и была разработана наша методика, которая обосновывает эффективность фактами, а не ощущениями. Почему это критично? Потому что цифровая трансформация – не самоцель, а путь к реальному улучшению, но пройти его можно только с аналитикой в руках. Поэтому мы не просто создали цифровые модули, мы создали структурированную методику оценки их влияния", – рассказал Я. Живко.

Математика и анкеты

Эффективность цифровых решений в сложной системе, где все взаимосвязано – инфраструктура, тяга, графики, логистика и люди – требует комплексного подхода.

Первый метод "снятия" информации – аналитико-математический. Учитываются показатели до внедрения модуля, сравниваются с результатом и анализируется среднее значение, тренды, приросты и корреляции, то есть сопоставляются цифры. Не просто "кажется, стало лучше", а четко – на 5,41% улучшилось выполнение графика движения – это факт, подтвержденный расчетом.

Второй метод – экспертный.

"Мы спросили об эффективности реализованных модулей тех, кто работает с системой каждый день, кто принимает решения, кто ощущает результат на практике Мнение опытного диспетчера или инженера с глубоким погружением в процессы не просто голос, а весомая единица информации. Зачем в такой серьезной работе нужна анкета? Ведь можно просто взять данные и посчитать. Но цифровые модули внедряются не в вакууме, они взаимодействуют с людьми, с инфраструктурой, логистикой и именно эксперты на местах способны почувствовать, где изменения реально произошли, а где эффекты незаметны. Более того, оценивалось качество каждого ответа – кто этот человек, его, профессиональный опыт, должность, уровень стремления к росту, даже уровень деловой конфликтности, что в совокупности дает достоверную, прозрачную и взвешенную картину влияния цифрового модуля на влияние ж/д транспорта", – добавляет эксперт.

Объединив экспертную оценку и матанализ получается двойная верификация оценки работоспособности модуля как снаружи, так и изнутри. Если оба метода показывают положительное влияние модуля – цифровое решение действительно работает и приносит результат.

Таким образом инструменты, основанные на комплексном анализе данных, помогают принимать управленческие решения, так называемые BI инструменты. BI инструменты – набор методов и технологий, используемых компаниями для анализа данных и получения ценной информации, необходимой для принятия обоснованных бизнес-решений

"BI-платформа – уже не концепция и не будущее, это действующий используемый прототип. Он позволяет решать задачи, которые раньше занимали недели. Например, оценить качество планирования "окон" заранее, до начала работ, понять, насколько эти "окна" будут реализованы на практике, провести анализ потерь пропускной способности не в отчетах за квартал, а в режиме реального времени, и даже проанализировать эффективность текущего содержания инфраструктуры", – говорит Я. Живко.

Специалисты продолжают работу по расширению возможностей BI-модуля, который будет подсказывать, какие объекты приоритетны для ремонта, где на сети узкие места, где "съедается" пропускная способность, какие мероприятия дадут максимальный эффект от цифровизации. Сила BI инструмента так же в том, что он не заменяет человека, но дает ему рычаги – у начальника полигона появляется карта уязвимых точек, у руководства – объективные показатели для распределения инвестиций, у инженеров – возможность не реагировать, но предупреждать проблемы.

"Это и есть настоящая цифровая трансформация – от данных – к решению, от информации – к действию. И все это становится возможным, когда у нас есть четкие модели, прозрачные расчеты и мнение экспертов", – поясняет эксперт.

Как понять, сработал ли модуль?

Анализ построен на соотношении планируемого прироста показателей, например, роста скорости, снижения затрат, повышения производительности. Второй шаг подразумевает подсчет реальных данных до и после внедрения цифрового модуля среднего прироста по дорогам, общей динамики, и разницы между этими показателями. Это позволяет четко определить эффект – 5,21% – рост грузооборота, 4,75% – средний вес поезда и так далее.

"Именно здесь теория цифровой трансформации превращается в практику обоснованного управления – мы видим не просто влияние, а конкретные проценты улучшения в конкретных единицах по конкретной дороге. Такой подход позволяет убедить руководство в необходимости масштабирования модуля, защитить инвестиции, выявить несработавшие модули", – объясняет Я. Живко.

Цифровые модули влияют на эксплуатационные показатели, но этот эффект не всегда очевиден и неодинаков, он зависит от специфики модуля, зрелости процессов и конкретных условий на каждой ж/д. Например, модуль ВГДП показал явный эффект на Красноярской ж/д, но не сработал на других дорогах, а модуль планирования эксплуатационной работы не дал прироста по участковой скорости вообще.

"Но это не значит что система плохая, это значит, что теперь мы можем четко видеть, где она работает, а где – нет. Второе – изменения не являются случайностью или общим трендом, по данным фокус-группы, эффект зависел именно от модуля, а не от внешних факторов. Третье – есть рабочая методика оценки цифровых решений, основанная на мнении экспертов, матанализа и BI-инструментов. Цифровизация ради моды – путь в никуда, цифровизация подкрепленная аналитикой, данными и доказанной эффективностью – путь в будущее ж/д отрасли", – резюмировал Я. Живко.

 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

28.04.2025