30-07-19 / 2019
Новости отрасли
РЖД сверстали план погрузки на август с ростом на 0,2%, хотя и допускают его в пределах 1-2%

План работы ОАО "Российские железные дороги" на август 2019 года предполагает среднесуточную погрузку на уровне 3,515 млн тонн, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с деятельностью компании.

Это соответствует 108,965 млн тонн в целом за месяц. В августе 2018 г. погрузка составляла 3,507 млн тонн в среднем в сутки. Таким образом, в предстоящем месяце, по ожиданиям монополии, она может увеличиться на 0,2%.

Замглавы РЖД Павел Иванов на брифинге во вторник конкретную цифру не озвучил, отметив, что компания "пока ориентируется на уровень прошлого года". "Это наш скромный прогноз. Есть более оптимистичный - от 1% до 2%", - добавил он при этом.

Компания с октября представляет статистику с учетом железных дорог Якутии, где является перевозчиком. При этом до конца прошлого года погрузка в республике считалась как "новый груз", поэтому сравнение шло с данными за тот же период 2018 г. только по сети "Российских железных дорог". С января 2019 г. статистика дается в сопоставимых цифрах (в показателях 2018 г. учитывается отправка грузов из Якутии).

В "старом" формате статистики в октябре РЖД отмечали рост на 0,3%, в ноябре - на 1,5%, в декабре - падение на 1,1%. В "новом" формате в январе вновь был зафиксирован рост - на 1,6% (3,4 млн тонн в среднем в сутки), в феврале он был минимальным - 0,1% (3,571 млн), в марте - 0,5% (3,655 млн).

Зимние "качели" показателя эксперты связывали с "особенностями учета погрузки на рубеже года". Между тем, в начале года "проседание" динамики было очевидно. На апрель "Российские железные дороги" верстали план погрузки с ее ростом на 1,3% (3,686 млн тонн в среднем в сутки), говорил источник "Интерфакса", однако по факту этот показатель составил "минус 1,9%" (3,57 млн тонн).

В мае негативные тренды еще более усилились: отправка сократилась на 3,8% (до 3,565 млн тонн в среднем в сутки) при плане роста на 0,5% (до 3,583 млн тонн). По итогам января-мая показатель ушел в "минус" (упал на 0,7%, до 532,1 млн тонн), хотя еще по итогам 4 месяцев динамика была слабо положительной - +0,1%. В июне динамика провалилась до "минус 5,4%" (3,38 млн тонн) при прогнозе роста на 0,1% (до 3,582 млн тонн), по итогам января-июня падение составило 1,5%.

Как и ранее его коллеги, Иванов на брифинге во вторник объяснил падение "конъюнктурой рынка грузовых перевозок", а также ограничениями инфраструктуры в восточном направлении - на Транссибирской и Байкало-Амурской магистралях, где заканчивается первый этап их реконструкции и предполагается начать второй.

"Плюс (сыграли свою роль - ИФ) факторы, связанные с ценовой конъюнктурой на предоставление вагонов грузоотправителям", - добавил он, имея в виду низкодоходные грузы, в том числе строительные. "Не все грузоотправители имеют возможность по 2 тыс. руб. и более в сутки за вагон платить, потому что перевозка становится нерентабельной. В этом плане мы потеряли, по нашим подсчетам, ежемесячно более 1 млн тонн в погрузке", - сказал замглавы "Российских железных дорог". Кроме того, по его словам, более чем на 36% снизилась погрузка зерна.

При этом, отметил Иванов, на уровне прошлого года остается перевозка угля со значительным ростом отправки на перевалку в российские порты при серьезном снижении перевозок в порты ближнего зарубежья (более чем на 18%), в первую очередь Балтии, а также Украины. Также с хорошей динамикой "прирастают" контейнерные перевозки (+22%). Такая же динамика - по транзиту в основном - в направлении Центральной Европы, Китая через Казахстан. "Есть и другое перспективное направление развития (транзита - ИФ) - из стран Средней Азии в сторону Дальнего Востока: здесь рост контейнерных перевозок - более 30%", - добавил топ-менеджер.

"В июле планируем выйти на уровень (того же периода - ИФ) прошлого года - по сути, уже идем в этой динамике. Сейчас есть незначительное отставание, но сегодня-завтра мы (его - ИФ) восполним", - заявил Иванов, уточнив, что по итогам 7 месяцев компания ожидает сокращения падения до "минус 1,4%".

"(Погрузку - ИФ) мы уже, по сути, стабилизировали, вышли на объемы прошлого года. Если брать третью декаду июля - работаем выше уровня прошлого года на 0,8%. Остаемся в параметрах "минус 1%" или чуть больше в погрузке на внутренний рынок и основной прирост у нас идет в российские порты. (С ростом - ИФ) выше 8% отгружаем в порты Северо-Западного бассейна, выходит "на ноль" динамика погрузки в порты Азово-Черноморского бассейна. И значительный прирост у нас в направлении Дальнего Востока", - уточнил он, добавив, что на этих маршрутах принципиальных затруднений трафика нет.

"Сегодня однозначно пока мы не можем ответить на вопрос, насколько напрямую (рост перевозок в направлении юга РФ - ИФ) связан с тем, что мы ввели (понижающий - ИФ) коэффициент на погрузку энергетических углей определенных марок на тех направлениях, которые сегодня не испытывают затруднения, где есть резервы пропускных способностей", - отметил при этом Иванов. Соответствующая 7,4%-ная тарифная скидка на перевозки угля в порты Азово-Черноморского бассейна введена на 2-месячный период с 16 июля.

"Здесь пошел в июле рост погрузки угольной продукции более чем на 8%, а до этого мы наблюдатели значительный спад, в первую очередь это касается портов Новороссийска и основных перевалочных терминалов, порта Туапсе. Очевидно, и эта мера позволила в какой-то степени привлечь дополнительные объемы на этом направлении", - выразил свое мнение топ-менеджер. Кроме того, по его словам, в июле отмечена хорошая динамика контейнерных отправок - с ростом более 20%.

Увеличивается погрузка железной руды: в январе-июле ожидается рост примерно на 3%. В то же время, по углю - основной номенклатуре грузов на сети (более 46% в грузообороте) - пока наблюдается падение показателей на уровне "минус 0,4%", но Иванов полагает, что по итогам 7 месяцев они выйдут на "незначительную положительную динамику". Меньше ожидаемой и погрузка нефтеналивных грузов. Но за счет увеличения отправки в порты РФ компания также ожидает выхода динамики "на уровень прошлого года".

Наводнения, отметил замглавы РЖД, также не стали определяющим фактором с точки зрения погрузки. "Есть незначительные сбои, связанные с угрозой наводнения и подтопления, где мы ограничивали движение поездов. Но в целом погрузку мы не ограничивали ни один день. В том числе у нас в штатном режиме работали те участки и станции, которые находятся непосредственно в зоне бедствия - Иркутская область, Приморье, Забайкалье. Ограничений с точки зрения движения и погрузки мы не вводили", - сказал он.

По его словам, программа ремонта путей на сети также не пересматривается. "Здесь тоже все остается в тех параметрах, которые принимались. Никаких ограничений или перераспределения объемов не планируется", - отметил Иванов. В целом июльский план работы "Российские железные дороги" вновь сверстан с символическим "плюсом" (+0,2%, 3,49 млн тонн в среднем в сутки), сообщал ранее источник "Интерфакса".

"С учетом восполнения по объемным показателям в июле, мы ожидаем положительную динамику по погрузке и в последующий период. В том числе и в августе", - также заявил топ-менеджер. Ранее первый замглавы "Российских железных дорог" Анатолий Краснощек в интервью корпоративному изданию монополии заявлял, что с июля и до конца 2019 г. компания ожидает устойчивого роста погрузки с нарастанием объемов до 1,2-2,3% в сентябре-октябре. "С июля и до конца года ожидается устойчивый рост предъявления грузов к перевозке с нарастанием этих объемов в сентябре-октябре от 1,2% до 2,3% к уровню прошлого года", - говорил он.

На 2019 г. "Российские железные дороги" закладывали прогноз роста погрузки не менее чем на 1,5%. При этом, как говорил зимой Шило, "Российские железные дороги" видят перспективы для роста погрузки в 2019 г. сверх плана. "Груза сегодня достаточно. У нас грузовая база сформирована с ростом к прошлому году на 2%", - отмечал он.

При этом в июне топ-менеджер говорил, что, несмотря на снижение погрузки в последние месяцы, "Российские железные дороги" пока не пересматривали прогноз погрузки. В частности, по его словам, Минсельхоз считает, что возможен рост отправки зерна. Кроме того, начнется активный завоз угля на ТЭЦ в рамках подготовки к зиме. "Большие ожидания связаны со стройкой в рамках нацпроектов. Мы получаем информацию, что финансирование на регионы поступает, там идут сейчас конкурсные процедуры", - также отмечал топ-менеджер.

Иванов на брифинге во вторник также заявил, что "Российские железные дороги" "годовой прогноз пока не пересматривали". В 2018 г., как сообщалось ранее, погрузка выросла на 2,2%, до 1,29 млрд тонн.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс30.07.2019