10-04-15 / 2015
Новости отрасли
РЖД стучатся в восточную дверь

Прошедший с 5 по 8 апреля визит премьер-министра РФ Дмитрия Медведева во Вьетнам и Таиланд сопровождался подписанием ряда документов, среди которых были как межгосударственные договоры, так и меморандумы компаний о реализации бизнес-проектов. Значительную долю экономической активности России на азиатском направлении обеспечили инициативы ОАО "РЖД" по продвижению собственных логистических и инфраструктурных проектов.

Стоит отметить, что в страны Юго-Восточной Азии премьер-министр прилетел с остановкой в Хабаровске, где прошло совещание, посвященное реализации региональных антикризисных планов в 2015 году территориальными администрациями Дальневосточного федерального округа. Среди прочих обсуждались и вопросы, связанные с развитием транспортной инфраструктуры, в частности участие территорий в реконструкции Восточного полигона РЖД и строительстве железнодорожного моста в Китай на территории Еврейской автономной области.

Сегодня на территории ДВФО реализуется концепция территорий опережающего развития (ТОР). Она опирается не только на внутрироссийские ресурсы, но и на связи с партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе, отметил Д. Медведев. Реализации государственной программы создания ТОР может способствовать и создание Транс-Евразийского пояса развития (ТЕПР), проект которого активно продвигает ОАО "РЖД" и лично президент холдинга Владимир Якунин.

"ТЕПР, как мы его называем, это не транспортный коридор, это, по сути, попытка формирования нового технологического и социально-культурного уклада в нашей стране", - отметил он в интервью отраслевому изданию ОАО "РЖД".

Но ТЕПР сможет стать реальностью только в том случае, если концепцию проекта наполнить содержанием в виде конкретных проектов и транспортных инициатив. За последние 2 года РЖД подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве с Китайскими железными дорогами, протоколы о стратегическом партнерстве по реализации железнодорожных проектов с Монголией, Республикой Эквадор, а также Иранскими железными дорогами. Собственные инициативы реализуют "дочки" РЖД, например АО "РЖД Логистика".

Как сообщил ИА РЖД-Партнер.ру Павел Лагов, директор по продажам АО "РЖД Логистика", азиатские рынки всегда имели приоритетное значение в стратегии развития бизнеса компании. "Наше сотрудничество с азиатскими партнерами развивается преимущественно в сегменте организации международного железнодорожного транзита из Китая и других стран АТР в страны Европы и в обратном направлении", - сообщил он.

За 2014 год "РЖД Логистика" вместе со своими партнерами, Far East Land Bridge (FELB), базирующемся в Австрии, и YuXinOu, находящемся в Китае, отправила около 400 контейнерных поездов из Китая в Европу. С ноября 2014-го компания в сотрудничестве с Чжэнчжоуским международным сухим портом развития и строительства занимается организацией международного контейнерного поезда Чжэнчжоу (Китай) - Европа через Москву.

Еще один важный проект, который "РЖД Логистика" с 2014 года реализует в странах Азии, - перевозка угля через порт Раджин (КНДР) в страны АТР. Компания оказывает полный комплекс услуг, включающих предоставление вагонов, перевозку угля, перевалку груза в порту Раджин и доставку в порты Китая (Шанхай, Ляньюньган, Гуанчжоу) на условиях CIF. Сервис оказывается совместно с российско-корейской компанией "РасонКонТранс".

"Проект ТЕПР имеет стратегическое значение с позиции сохранения конкурентоспособности России как транзитной территории, - изложил позицию компании П. Лагов. - Транс-Евразийский пояс развития, несомненно, совершит переворот в сложившейся структуре евро-азиатских маршрутов, какой в свое время совершил Транссиб".

Соответственно, подписание соглашения о сотрудничестве между РЖД и государственной компанией "Вьетнамские железные дороги", которое произошло в присутствии Д. Медведева, готовилось достаточно долго. По крайней мере с 2011 года, когда эту страну посетил В. Якунин. Соглашение предусматривает развитие сотрудничества по нескольким направлениям: логистика, реализация инфраструктурных проектов, взаимодействие в рамках международных организаций, обмен опытом и научно-технической информацией. Пилотным совместным проектом в сфере развития инфраструктуры может стать строительство грузопассажирской железнодорожной линии длиной около 240 км в агломерации столицы Южного Вьетнама - города Хошимина. Но основное предназначение железной дороги будет заключаться в вывозе бокситов из месторождений Дакнонг и Баолок на заводы по производству глинозема и в порт Вунгтау. Концепция проекта оценивает строительство и приобретение подвижного состава в сумму около $1 млрд. Проект может быть реализован в 2015-2019 гг, но окончательное решение об этом остается за правительством Вьетнама.

В рамках визита Д. Медведева в Королевство Таиланд между ОАО "РЖД" и таиландской компанией "Банпу Паблик Компани Лимитед" был подписан договор о взаимодействии по проекту строительства железнодорожной инфраструктуры и морского угольного терминала на острове Калимантан. Начало строительных работ предварительно запланировано на 2016 год. Стоимость проекта составляет около $2,5 млрд. Он включает в себя портовый терминал и железнодорожную линию длиной более 100 км. "Контракт может быть реализован консорциумом, в состав которого войдут "РЖДстрой", южнокорейская и индонезийские компании", - сообщил подписавший документ со стороны РЖД вице-президент холдинга Александр Салтанов.

Хоть премьер-министр РФ и не посетил во время своего визита Индонезию, за ним активно следили из Джакарты. Кроме того, на этой неделе в Казани состоялось 10-е заседание Российско-Индонезийской совместной комиссии по торгово-экономическому и техническому сотрудничеству. В его итоговый протокол были внесены и актуальные вопросы сотрудничества двух стран в области транспорта, в том числе и проект на острове Калимантан. Обсуждение этих вопросов прошло в рамках первого заседания рабочей группы по транспорту и инфраструктуре, которая провела совещание в Минтрансе России.

Последние события показывают, что восточная дверь никогда не была закрытой для России. Все дело в нашем собственном желании развивать отношения с государствами АТР. Здесь, как и в России, любят быстро ездить. А вот долго запрягать - нет.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру10.04.2015