30-11-10 / 2010
Новости отрасли
РЖД согласовало с профильными ведомствами проект целевой модели рынка грузовых перевозок, который будет представлен правительству в се...

Компании удалось отстоять ключевые позиции, которые содержались в аналогичной документе, представленном РЖД и McKinsey общественности год назад.

- Профильные министерства, ведомства и ОАО "РЖД" достигли компромисса в решении основных спорных вопросов относительно структурных преобразований на среднесрочную перспективу и подготовили проект "Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года", - сообщил руководитель департамента корпоративного строительства и реформирования ОАО "РЖД" Рамиль Талипов. Главными задачами, которые должны быть решены до 2015 года, остались завершение формирования конкурентного рынка в сфере оперирования грузовыми вагонами, развитие института локальных перевозчиков, законодательное закрепление сетевого контракта в инфраструктурном комплексе и совершенствование системы государственного тарифного регулирования. Модель не предусматривает организационного разделения грузовых перевозок и инфраструктуры. По имеющимся экспертным оценкам, такая мера увеличила бы затраты на перевозку грузов на 223 млрд руб. в год из-за роста транзакционных издержек и усложнения технологического процесса взаимодействия. Кроме того, исчезла бы возможность финансировать развитие инфраструктуры за счет части прибыли от перевозок, а это, в свою очередь, потребовало бы существенного роста государственных субсидий или роста тарифов.

Еще одна ключевая позиция проекта - институт локальных перевозчиков. Он будет создаваться для привлечения инвестиций в обновление парка локомотивов и развитие конкуренции в перевозочной деятельности по типу "за маршрут" и "на маршруте". Локальные перевозчики будут работать на специально выделенных линиях, которые определят федеральные органы власти по согласованию с ОАО "РЖД". При этом тарифы на услуги инфраструктуры должны обеспечивать равную экономическую эффективность ее эксплуатации и на выделенном участке, и на всей сети, исключая возможность образования "локального экономического оптимума". Нормативные и тарифные условия деятельности локальных перевозчиков будут формироваться до 2015 года. Параллельно намечено отрабатывать технологию их взаимодействия с ОАО "РЖД", грузоотправителями и операторами подвижного состава. Оперировать вагонами в общесетевом масштабе будут три-четыре крупные компании, принадлежащие различным собственникам. Но на рынке продолжат работу нишевые, специализированные компании.

Для совершенствования системы государственного тарифного регулирования определены первоочередные и среднесрочные меры. К первоочередным относятся унификация тарифов на порожний пробег и разделов 2 и 3 Прейскуранта 10-01, к среднесрочным - формирование тарифов на основе фактических затрат, сокращение межотраслевого субсидирования и поэтапная отмена исключительных тарифов. Как ранее заявляла на расширенной коллегии Минтранса заместитель руководителя ФСТ Тамара Стебунова, унификация тарифов разделов 2 и 3 Прейскуранта 10-01 может быть завершена в 2011 году. По остальным вопросам ясности по срокам реализации пока нет. "Проект Целевой модели устраивает участников рынка перевозок, и принципиальные изменения в него вноситься не будут, - считает заместитель начальника департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса Андрей Емельянов. По его словам, операторы поддержали идею о том, что до 2015 года независимые от РЖД перевозчики могут работать только на локальных участках. "Даже это довольно рискованно, поскольку пока мы не понимаем, к чему это приведет, - говорит Андрей Емельянов. - Мы оценим последствия этого решения, прежде чем частные перевозчики смогут выйти со своими локомотивами на общую сеть". По мнению Минтранса, трех-четырех крупных компаний вполне достаточно, чтобы говорить о том, что рынок полувагонов не является монопольным. Какая из компаний, помимо ПГК и ВГК, станет действительно общесетевой, будет ясно после продажи Первой грузовой. Модель также предусматривает разработку сетевого контракта - системы долгосрочных договорных отношений между государством и владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Она должна регламентировать их взаимные обязательства насчет содержания и развития инфраструктуры.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок30.11.10Модель для сборки