11-10-11 / 2011
Новости отрасли
РЖД снова станет оператором полувагонов

К ноябрю РЖД должна взять в аренду полувагоны "дочек", распорядился вице-премьер Сергей Иванов. Это решит проблему невывоза грузов, надеются регуляторы и участники рынка

До 1 ноября крупнейшие " дочки " РЖД - Первая и Вторая грузовые компании должны передать в аренду монополии минимум 200 000 полувагонов. В отношении Первой грузовой компании, в парке которой около 70 000 полувагонов, предписание будет действовать до продажи контрольного пакета ее акций (аукцион пройдет 27 октября). А вагоны второй "дочки" останутся в аренде "до решения вопроса создания эффективной модели управления парком". Все это указано во вчерашнем поручении Иванова (копия есть у "Ведомостей"). Там же отмечается, что такова позиция Минэкономразвития и ее нужно "поддержать".

Грузоотправители будут получать полувагоны от РЖД по гостарифам, говорит чиновник Минэкономразвития. Те же данные передал "Интерфакс" со ссылкой на источники. При этом Иванов поручил ФСТ, Минтрансу, Минэкономразвития и РЖД представить предложения по корректировке прейскуранта 10-01, которым устанавливаются тарифы: вагонная составляющая ставки должна быть пересмотрена "с учетом рыночных условий" и "тарифного коридора" (сейчас ставки фиксированные). Правда, когда это будет сделано, не ясно: представитель ФСТ говорит, что ведомство будет заниматься этим вопросом. Его коллега из РЖД надеется на новые ставки к моменту, когда заработает вся система. Но сотрудник ФСТ сомневается, что это реализуемо.

Сейчас полувагоны " дочек" РЖД управляются по агентским договорам специальным подразделением монополии - центром фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО). И грузоотправители получают их по нерегулируемым тарифам.

Предполагалось, что схема будет временной. Но именно она, по мнению участников рынка, вызвала коллапс: автоматизированная система ЦФТО привела к тому, что вагоны больше не отслеживаются в ручном режиме и сеть перегружена. Все пути забиты, "и вагоны есть, и уголь лежит - никто не едет", констатировал в конце сентября губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Он же в пятницу обратился в правительство с просьбой срочно принять меры - иначе добыча угля на Кузбассе резко снизится.

Сейчас удовлетворяется лишь 60-65% всех заявок на перевозку грузов, которые получает РЖД, хотя еще в начале года вывозилось около 95%, отмечает чиновник Минэкономразвития. И дело не в дефиците вагонов, добавляет он: в конце июня в сети насчитывалось около 430 000 полувагонов (самый востребованный тип подвижного состава), а это на 20% больше, чем тремя годами ранее, хотя объем перевозок все еще ниже докризисного уровня. Поэтому правительство и решило временно вернуться к ситуации трехлетней давности - передать все вагоны в управление РЖД, чтобы та могла управлять ими как собственными и отдавать грузоотправителям по гостарифам, пока не разработает новые правила, объясняет госслужащий.

Проблему признавала и РЖД: две недели назад президент компании Владимир Якунин обратился в правительство с просьбой разрешить аренду полувагонов "дочек", дерегулировать вагонную составляющую тарифа, а также обязать частных операторов принимать все заявки на перевозку грузов, с которыми к ним обращаются грузоотправители.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости11.10.11РЖД вернет вагоны