03-09-21 / 2021
Новости отрасли
РЖД смотрят за горизонт. В компании определили глобальные вызовы, стоящие перед железнодорожной отраслью

Владимир Андреев рассказал о первом форсайте, проведенном в холдинге и главных прогнозах по развитию железнодорожного транспорта

– Владимир Евгеньевич, на прошедшем салоне "PRO//Движение.Экспо" были представлены итоги первого проведенного ОАО "РЖД" форсайта, формирующего образ будущего железнодорожной отрасли до 2050 года. Каким оно ожидается?

– Умение заглянуть в будущее, чтобы установить правильные цели развития в настоящем, стало необходимостью в стремительно меняющихся условиях современного мира. РЖД – одна из немногих госкомпаний, которая провела форсайт, спрогнозировав возможные изменения на 30 лет вперед. С помощью коллег из компании "Иннопрактика", МГУ им. Ломоносова и Центра стратегических разработок мы смогли выделить и экспертно оценить основные макротренды и определяющие их факторы, которые могут существенно повлиять на развитие транспорта до 2050 года.

В это время тренд на декарбонизацию и ужесточение климатического регулирования приведет к падению спроса на углеродное сырье и будет стимулировать компании внедрять "зеленые" технологии. В связи с этим появятся новые центры экономической силы, сместятся зоны потребления и размещения производств. В частности, массовое распространение и удешевление 3D-печати может уже к 2030 году привести к рассредоточению промышленного производства, а также к изменению числа грузоотправителей и объемов грузоперевозок.

Возрастет значимость данных и цифровых платформ, которые станут инструментом объединения транспортного рынка. Увеличатся доля микроотправок и скорость доставки товаров. Население будет стареть и концентрироваться в мегаполисах, формируя крупные агломерации, что создаст спрос на высокоскоростное сообщение между агломерациями, приведет к быстрому росту внутригородских транспортных систем. Это только малая часть выявленных трендов.

– Что дает созданный образ будущего РЖД?

– Благодаря форсайту мы определили глобальные вызовы, стоящие перед железнодорожной отраслью, и сформировали варианты ответов на них.

Так, автоматизация и роботизация в железнодорожной отрасли с учетом развития нейросетей и искусственного интеллекта уже в ближайшее десятилетие дадут нам новую волну повышения производительности труда и вместе с тем станут причиной возможной невостребованности около 50% традиционных рабочих мест, потребуют массового переобучения персонала. В связи с чем важной развилкой в сценариях развития холдинга "РЖД" на горизонте до 2050 года станет выбор: быть коммерческой компанией, сфокусированной на повышении производительности труда и операционной эффективности, или сосредоточиться на выполнении государственных инфраструктурных и социальных задач.

Не менее важным направлением является развитие мультимодальных бесшовных перевозок, которое повлияет на преобразование операционных и бизнес-процессов перевозочных компаний и стимулирует захват рынка перевозок цифровыми платформенными агрегаторами транспортных услуг и профессионализированных сервисов. Ожидание появления такой цифровой экосистемы ставит очередную развилку в нашем планировании: потратить средства и усилия на то, чтобы стать владельцем одной из доминирующих на рынке цифровых платформ мультимодальных перевозок, или остаться поставщиком услуг на чужих платформах.

Уже сегодня ОАО "РЖД" участвует в развитии транспортной инфраструктуры городских агломераций. До 2050 года это развитие будет связано с объединением различных транспортных систем, сопровождающимся формированием многофункциональных транспортно-логистических хабов, ускорением взаимной деятельности участников транспортного рынка, предоставляющих услуги перевозки "от двери до двери". И здесь нам необходимо решить: сосредоточиться на железнодорожных перевозках или сделать ставку на расширение бизнеса в секторе транспорта и логистики или даже за его пределами.

По мнению экспертов, ключевым трендом развития подвижного состава до 2050 года с учетом ужесточения климатического регулирования станет внедрение низкоуглеродных технологий, связанных в том числе с использованием альтернативных источников энергии и "зеленых" высокотехнологичных материалов при производстве локомотивов и вагонов. В данном случае мы совместно с машиностроителями встанем перед решением сложнейшей задачи применения дорогостоящих высокотехнологичных "зеленых" решений с выходом на снижение стоимости эксплуатации подвижного состава во время его жизненного цикла.

Развитие энергетики до 2050 года связано с процессами декарбонизации, децентрализации и цифровизации, что вызовет массовое распространение технологий получения электроэнергии из возобновляемых источников, стремительное развитие рынка устройств накопления энергии. Из этого вытекают варианты развития РЖД: создание собственных генерирующих электроэнергию мощностей с модернизацией существующего энергетического комплекса или приобретение электроэнергии у внешних поставщиков с минимизацией капиталовложений в эту сферу.

Сейчас мы стоим перед выбором: по каким из обозначенных направлений двигаться. Необходимо добиться единого видения будущего и согласованных действий по достижению максимальных эффектов с нашими партнерами – государственными органами, машиностроителями, наукой, частным бизнесом.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок03.09.2021