24-02-23 / 2023
Новости отрасли
РЖД смогут получить 1,7 млрд руб. ежегодно на перевозки топлива в рамках северного завоза - законопроект

ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), после принятия закона о северном завозе сможет ежегодно получать 1 млрд 697,3 млн руб. на возмещение недополученных доходов из-за льготных тарифов на перевозку моторного топлива, следует из сопроводительных материалов к законопроекту о северном завозе.

Документ (N301981-8) размещен в электронной базе данных парламента.

Согласно финансово-экономическому обоснованию, субсидии из федерального бюджета на возмещение юридическим лицам недополученных доходов будут предоставляться: ОАО "РЖД" на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку железнодорожным транспортом во внутрироссийском сообщении моторного топлива (1 697,3 млн рублей ежегодно); юридическим лицам на возмещение недополученных доходов, возникающих из-за льготных тарифов на каботажные перевозки грузов между морскими портами в рамках маршрута Большой порт Санкт-Петербург (или порт Мурманск) - порт Владивосток (или порт Восточный) и в обратном направлении, а также затрат, связанных с судозаходом в морские порты в рамках маршрута (560 млн руб. ежегодно).

"Общая потребность в бюджетных ассигнованиях на указанные цели составляет 2 млрд 203,3 млн руб. ежегодно", - говорится в материалах.

Кроме того, согласно законопроекту, правительство определит перечень объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, их финансирование планируется осуществлять с 2026 г. в размере 100%. По предварительной оценке, расходы федерального бюджета на содержание (ремонт, капитальный ремонт) данных объектов в 2026 г. составят 7,4 млрд руб. Речь идет о внутренних водных путях, автомобильных дорогах, аэродромах, находящихся в федеральной собственности. Окончательный расчет будет возможен после утверждения правительством РФ полного перечня объектов, говорится в пояснительных материалах.

Еще одна статья расходов законопроекта - создание и эксплуатация федеральной государственной информационной системы (ФГИС) "Северный завоз". Общая потребность в бюджетных ассигнованиях на создание и эксплуатацию составляет 819 млн 572,9 тыс. руб. (в том числе в 2024 г. - 176 млн 269,3 тыс. руб., в 2025 г. - 314 млн 113,1 тыс. руб., в 2026 г. - 329 млн 190,6 тыс. руб.) После разработки и ввода в эксплуатацию затраты на обслуживание ФГИС составят 24,7 млн руб. ежегодно, следует из пояснительных материалов.

Законопроект также предусматривает предоставление бюджетных кредитов для замещения коммерческих кредитов, выдаваемых юридическим лицам на закупку грузов жизнеобеспечения. Объемы и порядок предоставления бюджетных кредитов в пояснительных материалах не определен.

Как сообщалось, в конце прошлой недели правительство на заседании рассмотрело подготовленный Минвостокразвития проект закона "О северном завозе".

Документ, в частности, ранжирует грузы северного завоза. Так, к первой категории (жизнеобеспечения) -предлагается отнести грузы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильного функционирования организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Это социально значимые продовольственные товары, товары народного потребления, лекарственные средства, медицинские изделия, топливно-энергетические ресурсы, горюче-смазочные материалы. Перечень грузов первой категории будет утверждать правительство РФ.

Грузы второй категории - грузы для государственных и муниципальных нужд. Грузы третьей категории - иные грузы, не включенные в первую и вторую категории. Федеральный координатор северного завоза (его определит правительство, предполагается что это будет Минвостокразвития) будет определять ежегодную потребность в грузах северного завоза на трехлетний период, а также номенклатуру и объем грузов, условия договоров. Перечень территорий северного завоза определит правительство РФ на основании предложений высших должностных лиц регионов.

Кром того, планируется создание единого морского оператора северного завоза. Он будет обеспечивать регулярные каботажные перевозки грузов северного завоза между морскими портами. По согласованию с федеральным координатором оператор будет утверждать маршрут и график движения судов. При этом основы ценообразования на услуги единого морского оператора северного завоза и правила регулирования тарифов на такие услуги определит правительство РФ.

По данным Минтранса, которые приведены в пояснительных материалах к законопроекту, в 2021 г. на территории северного завоза внутренним водным транспортом было направлено 16,89 млн тонн различных грузов (15,32% от общего объема перевозок грузов внутренним водным транспортом), морским транспортом - 8,59 млн тонн (36,96% от общего объема перевозок грузов морским транспортном). При этом доля морских перевозок грузов северного завоза в общем объеме морских грузоперевозок увеличилась с 23,71% в 2019 г. до 36,96% в 2021 г.

"Вместе с тем до настоящего времени законодательно деятельность в сфере северного завоза не урегулирована - отсутствует системный подход к организации и осуществлению северного завоза на федеральном уровне, а также полная статистическая информация об объемах и маршрутах перемещениях грузов северного завоза", - говорится в пояснительной записке.

Предполагается, что закон вступит в силу с 1 сентября 2023 г.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс24.02.2023