13-12-16 / 2016
Компания в СМИ
РЖД-Рартнер.Ру, 13.12.2016

Отрасли нужен новый Прейскурант

Вячеслав Станиславский, первый заместитель генерального директора АО "Новая перевозочная компания", прокомментировал ИА "РЖД-Партнер.Ру" целесообразность точечных изменений в Прейскурант 10-01, предложенных ОАО "РЖД".

На наш взгляд, предложения ОАО "РЖД" по точечным изменениям в Прейскурант 10-01 несут значительные негативные последствия для рынка грузоперевозок железнодорожным транспортом в целом. "Точечными поправками" по факту является скрытая дополнительная индексация по классам грузов, родам подвижного состава, порожнему пробегу, нарушающая сложившейся отраслевой баланс. По различным экспертным оценкам (СРО НП "СОЖТ", Совет потребителей ОАО "РЖД") предлагаемых тарифных решений, общая величина индексации тарифов на 2017 год, с учетом комплекса предложений от ОАО «РЖД», более чем в 2 раза превышает показатель годовой индексации в 4,5%, предусмотренный Приказом ФАС России № 1226/15 от 10.12.2015г.

Предлагаемые изменения носят базовый характер для всей тарифной системы, кардинального меняя сложившуюся структуру действующего Прейскуранта и увеличивая тарифную нагрузку на весь период действия его текущей редакции.

Мы понимаем, что заявленный бюджетный дефицит ОАО "РЖД" на 2017 год закрывать необходимо. В то же время мы согласны, например, с Советом потребителей РЖД в том, что для его ликвидации, помимо увеличения индексации, есть альтернативные возможности. В частности, компании было предложено, во-первых, уточнить величину данного дефицита, во-вторых, не сокращать заимствования, увеличить дивиденды дочерних структур и провести кардинальную ревизию инвестпрограммы, выделить в ней те объемы, которые в первоочередном порядке нужны грузоотправителям.

На наш взгляд, целесообразно формировать понятную и обоснованную тарифную политику ОАО "РЖД", основанную на принципах долгосрочного тарифного регулирования, а также увязки тарифных решений ОАО "РЖД" с показателями качества работы российских железных дорог.

Под долгосрочным тарифным регулированием мы понимаем установленные на долгосрочный период принципы определения тарифов с понятными индикаторами, а не какие-то числовые значения. Установление числовых значений может привести к формированию существенных диспропорций в системе, которые приведут к негативным последствиям - как для грузоотправителей, так и для ОАО "РЖД".

Эти принципы должны быть увязаны с государственными стратегиями, проводимыми в других отраслях экономики. Необходимо соблюдать межотраслевой баланс с участием железнодорожной отрасли. Я не вижу препятствий для начала длительной и кропотливой работы по созданию нового Прейскуранта. Поскольку основные принципы заложены в главном отраслевом документе – "Уставе железнодорожного транспорта" (перевозчик, владелец инфраструктуры, грузоотправитель). Эту работу проводить необходимо, поскольку с момента разработки первой редакции Прейскуранта № 10-01 российская экономика очень существенно изменилась.