20-03-15 / 2015
Новости отрасли
РЖД пустили на закупку локомотивов более 50% средств от инфраструктурных бондов в 2014г

ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) использовали на приобретение локомотивов более половины средств, полученных в 2014 году от размещения инфраструктурных облигаций на сумму 100 млрд руб., сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с содержанием соответствующего отчета ж/д монополии, направленного в министерство экономического развития РФ.

В целом компания разместила такие бумаги на 100 млрд руб., получив средства пенсионных накоплений. На покупку локомотивов из этой суммы пошло 51,1 млрд руб., отметил собеседник агентства. Они были привлечены за счет продажи двух выпусков 30-летних облигаций серий БО-18 и БО-19 на 25 млрд руб. каждая, а также небольшая часть денег от 25-летнего выпуска облигаций серии БО-16 (объем такой же - 25 млрд руб.). Дисконтированный срок окупаемости проекта - 20 лет.

Оставшаяся часть облигаций серии БО-16 пошла на модернизацию путей на Северо-Западе РФ (17,9 млрд руб.), а также на Урале и в Западной Сибири (6 млрд руб.). Дисконтированный срок окупаемости составляет 18 и 19 лет, соответственно. За счет аналогичного выпуска БО-15 также профинансирован "уральско-сибирский" проект (на 7,8 млрд руб.), а помимо него - реконструкция путей на юге РФ (на 9,1 млрд руб.) и программы по развитию путевой и станционной инфраструктуры в этом же регионе (на 0,5 млрд руб.), на Северо-Западе РФ (на 0,9 млрд руб.) и на Урале и в Западной Сибири (на 0,5 млрд руб.).

Еще 0,6 млрд руб. и 5,6 млрд руб., соответственно, предназначались на реконструкцию участка Трубная - Верхний Баскунчак - Аксарайская (часть международного ж/д коридора "Север-Юг") и развитие восточной части Байкало-Амурской магистрали. Сроки окупаемости этих проектов - от 12 до 22 лет. Формально выпуски БО-15 и БО-18 были размещены еще в 2013 г.

Как сообщалось ранее, за счет инфраструктурных облигаций с льготной процентной ставкой РЖД финансируют проекты со сроком окупаемости в 15-20 лет. На рынке капитала отсутствуют средства такой срочности (рублевая ликвидность в РФ доступна на срок до 10 лет, максимальный спрос приходится на обязательства сроком 3-5 лет), поясняла ранее компания важность этого инструмента. Предполагалось, что в 2013-2015 гг. монополия получит за счет инфраструктурных бондов по 100 млрд руб. ежегодно.

С начала 2013 г. компания разместила такие бумаги на сумму 75 млрд руб. (из лимита в 100 млрд руб.). При этом Внешэкономбанк (MOEX: VEBM), который выделял средства, принял решение о расширении этого лимита, увеличив его до 150 млрд руб. Таким образом, прошлой осенью размещались еще 3 выпуска инфраструктурных облигаций по 25 млрд руб. каждый "с различными сроками погашения" - от 15 до 25 лет. Соответственно, в рамках утвержденных лимитов в 2014 году же компания привлекла еще 50 млрд руб.

Между тем, согласование таких займов шло трудно, как по 2014 г., так и по 2015-му. "Есть известный "трабл" с изменением пенсионной системы. Поэтому сейчас пока, по расчету ВЭБа и ПФР, средств на (инфраструктурные бонды - ИФ) не будет - с точки зрения того, что у них отсутствует приток новых денег", - говорил в конце 2013 г. замглавы департамента корпоративных финансов РЖД Павел Ильичев. Средства на 2014 г. в итоге все же были найдены, однако спустя год проблема возникла вновь. В ноябре глава ВЭБа Владимир Дмитриев заявил, что средства на выкуп инфраструктурных облигаций РЖД в 2015 г. до сих пор не найдены. "Пенсионная реформа у нас реализуется, значит, деньги все изымаются. Накопительной части нет", - пояснял топ-менеджер.

В итоге по 2015 г. тема инфраструктурных облигаций трансформировалась в идею выделения 100 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ) через докапитализацию ВТБ (MOEX: VTBR). Именно банк должен выкупить бумаги РЖД на эту сумму. В конце декабря премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал соответствующее распоряжение о выделении денег ФНБ на 4 проекта монополии. Речь, в частности, шла о закупке 467 локомотивов (344 - у "Трансмашхолдинга" (MOEX: TRMH) и 123 - у группы "Синара - Транспортные машины") на сумму около 60 млрд руб. То есть фактически в 2015 г. монополия планировала полностью профинансировать закупки локомотивов из ФНБ. Еще примерно 40 млрд руб. предназначены для развития железнодорожной инфраструктуры: 7,5 млрд руб. - на восточную часть БАМа, 10,3 млрд руб. - на железнодорожные подходы к портам Азово-Черноморского бассейна, 22 млрд руб. - к портам Северо-Запада России.

Однако выделенные ВТБ 100 млрд руб. сейчас вложены в облигации федерального займа (ОФЗ): в декабре глава министерства финансов РФ Антон Силуанов объяснял такое решение тем, что ведомство еще не подготовило перечень проектов, которые будут финансироваться банками, получившими деньги в капитал из ФНБ. На фоне этого в феврале "Российские железные дороги" приостановили заказ локомотивов. ТМХ при этом скорректировал график работы своих заводов, частично остановив производство.

В феврале появилась информация, что в середине месяца должно начаться размещение первых бондов на сумму 15 млрд руб., однако и оно было отложено на неопределенный срок. В начале марта заместитель начальника департамента корпоративных финансов РЖД Павел Ильичев сообщал, что монополия планирует разместить первый выпуск облигаций в начале II квартала 2015 г. П.Ильичев не назвал объем первого выпуска, но выразил надежду, что в течение года все 100 млрд руб. все же будут привлечены.

Источник газеты "Ведомости", близкий к банку, при этом заявлял, что ВТБ выкупит облигации монополии в апреле - 30 марта наступит срок погашения ОФЗ, которые ВТБ купил на деньги фонда. "Держать средства, полученные из ФНБ, в ОФЗ в течение I квартала было условием предоставления банку денег фонда. Как только РЖД получат деньги от ВТБ, монополия заключит контракт с производителями локомотивов и перечислит им деньги, а те полученными от РЖД средствами расплатятся с ВТБ", - приводило издание слова своего источника.

К настоящему времени ВТБ прокредитовал структуры "Трансмашхолдинга", "Синары" и ее СП с Siemens для "выполнения предприятиями обязательств по поставке локомотивов "Российским железным дорогам".

Сейчас в обращении находятся 8 выпусков инфраструктурных биржевых облигаций РЖД на общую сумму 200 млрд руб. и 12 выпусков классических облигаций на 175 млрд руб.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс20.03.2015