17-05-19 / 2019
Новости отрасли
РЖД против перераспределения средств с Северного широтного хода на линию к Сабетте

ОАО "Российские железные дороги" против перераспределения средств с проекта Северного широтного хода (СШХ) на строительство линии Бованенково-Сабетта на Ямале.

"Все, что сейчас заложено в ДПР (долгосрочная программа развития РЖД до 2025 года - ИФ), которая утверждена два месяца назад, забюджетировано с целью обеспечения СШХ. Соответственно, никакой переброски денег быть не может", - заявил замглавы департамента инвестиций монополии Михаил Романов на совещании по развитию Северного морского пути (СМП).

Как ранее сообщал "Коммерсантъ", в проекте плана развития инфраструктуры СМП до 2035 г., подготовленном по заказу дирекции Севморпути Аналитическим центром при правительстве РФ, обозначена возможность перенаправить около 80 млрд руб., которые закладывались на реконструкцию Северной железной дороги (СевЖД) в рамках под проект Северного широтного хода, на линию к Сабетте.

"Переключение части грузопотока с направления Обская-Салехард-Воркута на направление Обская-Бованенково-Сабетта приведет к отсутствию необходимости расшивки "узких мест" существующей инфраструктуры СевЖД. Это высвободит 80 млрд руб., которые могут быть использованы для строительства Бованенково-Сабетта", - говорится в документе, содержание которого приводила газета.

Проект создания Северного широтного хода предполагает строительство по концессионному соглашению участка железной дороги Обская-Салехард-Надым-Хорей длиной 353 км. Концессионер - ООО "СШХ" (51% принадлежит структурам Юрия Рейльяна, 49% - у "дочки" РЖД - "РЖД-Инфраструктурные проекты"). Помимо этого участка предполагается строительство "Газпромом" линии Надым-Пангоды (17,4 млрд руб.) и реконструкция отрезков Коноша-Котлас -Чум-Лабытнанги на СевЖД (81 млрд руб.) и Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево на Свердловской железной дороге (СвЖД, 24,5 млрд руб.).

Создание линии Бованенково-Сабетта пока официально не стартовало. В 2015 г. конкурс на строительство выиграла группа "ВИС", но соглашение с ней, сообщал "Интерфаксу" в апреле глава Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) Дмитрий Артюхов, заморожено в связи с изменением конфигурации проекта. Согласно плану развития инфраструктуры Севморпути, к 2023 г. планируется строительство однопутной ветки длиной 170 км, которая, по расчетам авторов документа, даст грузоотправителям эффект от сокращения дистанции перевозки грузов в 18 млрд руб. в год.

К участию в концессионном соглашении приглашается "Газпром", а РЖД, отмечается в плане, сейчас активно проводят "расчеты целесообразности непосредственного участия компании в финансировании, строительстве и последующей эксплуатации (линии - ИФ) на условиях, аналогичных концессии по СШХ", писала газета.

Как отмечал источник издания, знакомый с ходом проведенного соответствующего совещания, на нем говорилось, в частности, что грузопоток в 80 млн тонн на СМП за счет Северного широтного хода недостижим, но строительство ветки Бованенково-Сабетта может помочь в этом. По оценке, данной в плане, к 2024 г. объем привлекаемого грузопотока через СШХ с учетом строительства ямальской линии составит 8,4 млн тонн в базовом сценарии и 21,9 млн тонн - в оптимистичном, к 2030 г. - 16,2 млн и 29,9 млн тонн, к 2035 г. - 16,75 млн и 30,65 млн тонн, соответственно.

В апреле начальник департамента инвестиций "Российских железных дорог" Юрий Бакеркин говорил, что в реализации проектов СШХ и Бованенково -Сабетта должна быть "определенная этапность": сначала Северный широтный ход, потом - линия на Ямале. Он также отмечал, что монополия обсуждает ямальский проект с ЯНАО, "Газпромтрансом", "НОВАТЭКом" и Росатомом и "видит, что его возможно структурировать как самоокупаемый проект" с новой грузовой базой, зарождающейся на Ямале.

Источник "Коммерсанта", близкий к РЖД, пояснял при этом, что СевЖД и СвЖД развивают под СШХ, а линия Бованенково-Сабетта, взаимодействующая с локальной грузовой базой, не разгрузит существующие ветки, а позволит привлечь новый груз для Севморпути - то есть, это два отдельных проекта.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс17.05.2019