19-10-17 / 2017
Новости отрасли
РЖД просят 4% базового роста тарифов в 2018 г. на все грузы, кроме "нефтянки", общий не превысит 6%

ОАО "Российские железные дороги" предлагает в 2018 году проиндексировать грузовые тарифы на 4% на все грузы, за исключением нефтяных, а также для выхода на параметры роста "инфляция минус" - поднять базу расчета ставок за счет комплекса мер: с учетом ранее принятых решений это увеличит финансовую нагрузку на отправителей в среднем в пределах 6%, следует из письма президента РЖД Олега Белозерова главе Федеральной антимонопольной службе РФ Игорю Артемьеву ("Интерфакс" ознакомился с содержанием документа, датированного 13 октября).

Как отмечает топ-менеджер, формулируя тарифную заявку, компания основывалась на том, что в РФ нужно опережающее развивать ж/д инфраструктуру: растут как объемы грузоперевозок, так и требования их отправителей к качеству услуг (включая скорость транспортировки, доставку в срок, оптимизацию сортировки вагонопотоков, их маршрутизацию). При этом предложения учитывают переход на долгосрочное (до 10 лет) тарифное регулирование в сфере грузовых железнодорожных перевозок с использованием с 2019 г. принципа "инфляция минус".

В этой связи монополия предлагает в 2018 г. не индексировать тарифы на перевозки нефтяных грузов, скорректировав систему понижающих коэффициентов в рамках "тарифного коридора", а на остальные грузы - поднять ставки на 4%. При этом компания подчеркивает, что с учетом отмены 2%-ной целевой надбавки, введенной на 2017 г. для финансирования капитального ремонта путей (и изымаемой из базы индексации по итогам года) фактический рост тарифной нагрузки в 2018 г. составит "всего на 2%". Соответственно, доходная база РЖД автоматически снизится на 2% по сравнению с текущей.

"Для перехода на долгосрочную индексацию с использованием принципа "инфляция минус" требуется сохранение инвестиционной надбавки в базе индексации тарифов. С этой целью предлагается установить в 2018 г. целевую надбавку в размере 1% - для улучшения состояния инфраструктуры железнодорожного транспорта в связи с возрастающим объемом перевозок", - также отмечает глава "Российских железных дорог".

Кроме того, в 2018 г. РЖД предлагают "предусмотреть дополнительную индексацию базовых тарифных ставок для компенсации затрат, возникающих в связи с изменением законодательства РФ, а также сохранения у (монополии - ИФ) части достигнутой экономии в 2017 г.". Последняя инициатива касается 19,1 млрд руб. (что "соответствует дополнительной индексации на 1,4%") и "позволит компании компенсировать потери, связанные со снижением в 2017 г. доходной ставки на 1,7% по отношению к плану в связи с ухудшением структуры перевозимых грузов".

Общий эффект от программы по оптимизации затрат в этом году оценивается примерно в 32,5 млрд руб., не считая снижения расходов на лизинг путевой техники и уменьшения ставки по налогу на имущество), уточняет О.Белозеров. Инициатива соответствует позиции Совета потребителей РЖД, подчеркивает он (идея перераспределения средств от оптимизации закреплена в протоколе декабрьского совещания у главы правительства РФ Дмитрия Медведева).

Что касается влияния поправок в федеральную нормативную базу, то свои расходы от этого монополия оценивает примерно в 21,9 млрд руб. (что соответствует индексации в размере 1,6%). Эта сумма складывается из нескольких составляющих: на 0,3% увеличится налог на недвижимое имущество (эффект - 7,8 млрд руб.), поднимутся акцизы на закупаемое дизельное топливо (4 млрд руб.), повысятся требования к транспортной безопасности (8,1 млрд. рублей), вырастет стоимость электроэнергии за счет инвестиционной надбавки к цене на мощность для вводимых энергоблоков (2 млрд руб.).

"В этих условиях суммарная тарифная нагрузка на грузоотправителей изменится не более чем на 6%", - говорится в письме. При этом, правда, О.Белозеров замечает, что переход на принцип "инфляция минус" с 2019 г. возможен лишь при сохранении федеральной льготы по налогу на имущество в отношении движимого и недвижимого имущества, а также отсутствии прироста акцизов и страховых взносов.

По словам директора по коммерческой деятельности "Российских железных дорог", главы центра фирменного транспортного обслуживания компании Алексея Шило, в среду подходы к формированию тарифов на 2018 г. обсуждались на встрече с заинтересованными сторонами. "Говорили, что мы в долгосрочной программе развития предусматриваем следующий подход: "очищаем" уровень тарифа от 2%, которые были даны (в 2017 г. - ИФ) на модернизацию и дополнительное усиление инфраструктуры, и предлагаем внести в тариф те изменения, которые оказывают внешнее воздействие на работу компании, например, изменения в законодательстве по налогообложению", - заявил он "Интерфаксу" в кулуарах заседания Совета по ж/д транспорту СНГ в четверг.

"По нашим расчетам, у нас общий рост уровня тарифов на следующий год не должен превышать 6%. А дальше мы предлагаем подход "инфляция минус 0,1%". Вот это мы вчера с коллегами обсуждали и общее мнение, как мне кажется, что все с этим подходом были согласны", - пояснил топ-менеджер логику руководства компании.

Точечные настройки, по словам А.Шило, в среду не обсуждались. "Это не предусматривалось пока, по крайней мере", - сказал он агентству. При этом, правда, он уточнил, что принципиально подход к решению тарифного вопроса не исключает вариативности.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс19.10.2017