04-10-18 / 2018
Новости отрасли
РЖД просит защиты от колебаний рубля

РЖД хочет сохранить право устанавливать 8%-ную экспортную надбавку к тарифу, чтобы компенсировать потери от колебаний курсов валют

РЖД предлагает сохранить в 2019 г. возможность устанавливать 8%-ную надбавку к тарифам на экспортные перевозки грузов, сообщил в среду гендиректор компании Олег Белозеров. Так холдинг хочет компенсировать потери от волатильности курса рубля. "Все, что едет на экспорт, едет в валюте. Доллар стоил 58 [руб.], а сейчас стоит 65. Как-то [нужно] постараться это компенсировать", - пояснил он.

РЖД имеет право устанавливать надбавку на перевозку любых грузов в пределах 8% или давать скидку до 50% - в рамках тарифного коридора - без согласования с правительством. Экспортная надбавка сейчас действует в отношении всех грузов, кроме энергетического угля. В прошлом году правительство решило отменить с 2019 г. возможность использования надбавки.

Предложение о сохранении надбавки внесено РЖД в проект долгосрочной программы развития (ДПР) до 2025 г., которая находится на согласовании в правительстве, сообщил Белозеров: "Пока заложили на следующий год, там смотрим - год или трехлетка в зависимости от того, как будет приниматься наша программа".

По его словам, в прошлом году надбавка принесла РЖД около 23 млрд руб. Для сравнения: в 2017 г. концерн получил почти 140 млрд руб. чистой прибыли по МСФО при выручке 2,25 трлн руб.

Но самая большая проблема для реализации долгосрочной программы сейчас - это не волатильность рубля, а сроки и стоимость заемного капитала, продолжает Белозеров. "Нам нужны долгосрочные источники в рублях. На текущем рынке заемного капитала такой срочности нет. Вся ликвидность сконцентрирована на сроках до трех лет, - говорит он. - У нас объем долгосрочных заимствований был порядка 2 трлн руб. до 2025 г. Мы планировали, что стоимость капитала будет снижаться вслед за инфляцией.

Однако ставки в III квартале выросли почти на 1,5% годовых. Центробанк также повысил свою ставку до 7,5% и не исключил возможности ее дальнейшего роста. Соответственно, у нас из инвестпрограммы выпадет порядка 800 млрд руб.". Из-за снижения заимствований на указанную сумму снизится и инвестпрограмма, поясняет представитель РЖД. ДПР (в проекте) оценивается почти в 10 трлн руб., включая более 7 трлн вложений РЖД и бюджета.

Инвестпрограмма РЖД на 2018 г. - 568 млрд руб., на 2019 г. - около 630 млрд, сказал Белозеров. Погрузка в 2018 г., по прогнозу РЖД, вырастет на 2,2%, в 2019 г. - минимум на 1,5%.

Основным видом груза, перевозимого на железнодорожном транспорте, является уголь. В 2017 г. его погрузка составила 358,5 млн т, по итогам семи месяцев 2018 г. - 216,3 млн т, что на 5,0% больше, чем за аналогичный период прошлого года, приводит данные Институт проблем естественных монополий. Доля угля в грузообороте РЖД в 2017 г. составила 43%, доходы от перевозки угля - 140 млрд руб.

 По мнению Белозерова, сохранение экспортной надбавки на конечную цену перевозимой продукции не повлияет. Но влияет на маржинальность бизнеса, говорят собеседники "Ведомостей" в угольных и металлургических компаниях.

"Угольщики продают продукцию на FOB. Соответственно, затраты по транспортировке угля до порта перевалки ложатся на компанию", - указывает источник в одной из угольных компаний. Рост затрат на транспортировку до порта увеличивает себестоимость продукции. Надбавка, как любой тариф, заложена в себестоимость, констатирует топ-менеджер горно-металлургической компании. Экспортную цену на уголь формируют бенчмарки. "Все производители коксующегося угля ориентируются на цены австралийских углей. Получается, что себестоимость продукта и цена, которую за него дают, не связаны между собой. Но их разница определяет маржинальность продаж", - отметил он.

Доля железнодорожных издержек в экспортной цене российских углей достигает 40-50%, приводит данные собеседник, близкий к менеджменту еще одной угольной компании. Для сравнения: у основных конкурентов России - Австралии и Индонезии - этот показатель равен 10-20%, в ЮАР - примерно 25%. "Очевидно, что увеличение транспортных издержек оказывает серьезное влияние на конкурентоспособность российских угольных компаний на зарубежных рынках", - заключает он.

РЖД сталкивается с проблемой нехватки провозных мощностей, которая частично связана с несбалансированностью вагонопотоков - перевозки на экспорт динамично растут, а внутренние, напротив, снижаются, говорит гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров: "В связи с этим для РЖД экспортная надбавка может стать инструментом привлечения средств, которые можно было бы направить на предоставление скидок для грузоотправителей - в рамках тарифного коридора". Сохранение надбавки может принести компании в 2019 г. более 26 млрд руб., полагает эксперт.

 "Для грузовладельцев действие тарифной надбавки будет в значительной степени нивелировано девальвацией рубля и высокими ценами на экспортных рынках", - считает он.

Представители Evraz, "Мечела" и СУЭК от комментариев отказались.

Представители "Роснефти", "Лукойла", "Газпром нефти", ФАС не ответили на запрос "Ведомостей". Представитель Минтранса перенаправил запрос в РЖД,-

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости04.10.2018