24-12-08 / 2008
Новости отрасли
РЖД просит у государства 182 млрд. рублей на инвестпрограммы

ОАО «Российские железные дороги» ожидает снижения грузовых перевозок и падения чистой прибыли. В связи с этим транспортная монополия просит у государства 182 млрд. руб. на финансирование инвестпрограммы. Минтранс и руководство железных дорог подготовили два сценария развития перевозок в следующем году – плохой и очень плохой. По мнению президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, грузоперевозки в России упадут на 6%. Министр транспорта Игорь Левитин более пессимистичен — он прогнозирует 19-процентный спад. Совет директоров РЖД рассмотрел и счел «рабочими» оба варианта. Транспортная монополия уже сильно пострадала от кризиса: в ноябре перевозки по железным дорогам России упали на треть. А в наступающем году аналитики предсказывают экономике России жесточайшую стагнацию: спад промышленного производства может составить 3-4%, и возить по железным дорогам будет особенно нечего — с учетом того, что главные клиенты РЖД, производители металла и химической продукции, уже резко сократили объемы выпуска продукции из-за спада спроса на мировом рынке. Другая опасность заключается в том, что с резким падением доходов (прогноз чистой прибыли РЖД на 2008 год снижен с 12 млрд. руб. до 2 млрд.) у монополиста не остается денег на финансирование инвестпрограммы. Еще недавно правительство утвердило гигантские вложения в развитие железных дорог, предполагавшие, что в 2008-2010 годах РЖД инвестирует в инфраструктуру 1,3 трлн руб., а в 2011 году – 632 млрд. руб. Для того, чтобы привлечь эти деньги, монополия планировала разместить в 2008-2009 годах рублевые облигации на сумму до 80 млрд. руб., а также евробонды на $7 млрд. Теперь от этих планов компании пришлось отказаться. В условиях, когда кредит получить возможности нет, а выручка падает, остается лишь просить денег у государства. Правда, не совсем понятно, откуда оно возьмет средства для всех желающих: цены на нефть упали почти в 4 раза, объемы производства сокращаются, а вслед за ними – и налоговые сборы. Тем не менее, руководство РЖД и Минтранса считает, что инвестпрограмму на 2009 год финансировать все равно нужно — пусть это будут и не планируемые ранее 434 млрд. руб. У самой компании найдется лишь 252 млрд. руб., еще какую-то сумму она рассчитывает получить от государства (РЖД попала в перечень предприятий, который будет оказана приоритетная помощь в рамках антикризисного пакета правительства). Кроме того, в связи с тем, что тарифы железнодорожной компании в 2009 году вырастут не на запланированные 14%, а лишь на 8%, монополии уже решено выделить компенсацию из бюджета в размере 50 млрд. руб. К пересмотру бюджета РЖД чиновники вернутся в начале 2009 года — объем инвестиций может быть понижен на 180 млрд. руб. «Сейчас основной задачей компании является выполнение базовой инвестиционной программы, включающей перевооружение подвижного состава и строительство до 20 тысяч километров железнодорожного полотна», — отмечают аналитики банка «Траст». Несмотря на ухудшение экономической конъюнктуры, эксперты позитивно оценивают меры, разработанные правительством и менеджментом для поддержки монополии. Как отмечают в «Трасте», планируется выпуск инфраструктурных облигаций на сумму 100 млрд. руб. для финансирования инвестиционных потребностей РЖД. Монополии также могут быть выданы кредиты госбанков. Наконец, она может увеличить уставный капитал. Во вторник Федеральная служба по финансовым рынкам зарегистрировала дополнительную эмиссию акций РЖД на 41,5 млрд. руб. – эти деньги будут направлены на сооружение объектов транспортной инфраструктуры для Олимпиады-2014 в Сочи. «Мы полагаем, что государственная поддержка поможет РЖД пережить сложный 2009 год с наименьшими потерями и своевременно исполнять свои обязательства перед кредиторами», — отмечают в «Трасте».

 

ИсточникДатаНаименование материала
Росбалт24.12.2008РЖД "загрузит" государство