24-12-20 / 2020
Новости отрасли
РЖД прогнозируют рост погрузки в 2021 г. на 2,5% с целым рядом оговорок, включая COVID

ОАО "Российские железные дороги" прогнозирует рост погрузки в 2021 году на 2,5% (с 1 млрд. 233,5 млн. до 1 млрд. 263,8 млн. тонн), но с целым рядом оговорок.

Согласно внесенному в правительство РФ проекту финансового плана компании на ближайшую трехлетку (с его содержанием ознакомился "Интерфакс"), РЖД видят как минимум шесть рисков, способных спровоцировать снижение этого показателя.

Ключевые опасения связаны с возможностью повторных ограничений из-за COVID-19. Потери погрузки по этой причине оцениваются в пределах 38-63 млн. тонн, что эквивалентно 3-5% прогнозируемой погрузки (в этом случае она без влияния других факторов, по подсчетам "Интерфакса", снизится на 0,1-2,7%), что эквивалентно потерям доходов РЖД в 47-78 млрд. руб. (их объем ожидается на уровне 1,923 трлн. руб., +8,6%).

"Согласно прогнозам Всемирной организации здравоохранения, даже при выпуске вакцины в ближайшие полгода полностью победить пандемию удастся не ранее, чем через 2 года. Кроме того, до сих пор до конца не изучены долгосрочные последствия болезни для иммунной системы человека, что несет риски для возобновления нормальной экономической активности", - поясняет компания свои опасения от ввода в ближайшем будущем ("в том числе в 2021 г.") повторных ограничений.

Усиливающаяся тенденция к декарбонизации при переключении потребителей Евросоюза на более экологически чистый природный газ может привести к дополнительному ослаблению торговой активности на мировом рынке каменного угля, также отмечают "Российские железные дороги". По прогнозу International Energy Agency, в период до 2040 г. среднегодовое снижение спроса на этот вид топлива в мире может составить до 4,2%, в т.ч. в ЕС - до 7,3% ("в случае интенсификации экологической политики в регионе"), отмечает компания.

Потери погрузки по этой причине оцениваются ею в пределах 1 млн тонн, что эквивалентно потерям доходов РЖД в 2021 г. в размере до 0,8 млрд. руб. "В то же время, при сохранении экологических ограничений на текущем уровне ожидается рост спроса на уголь в мире на 0,7% при снижении в европейском регионе на 1,5%", - уточняет компания.

Видят "Российские железные дороги" и риски ужесточения правительством КНР таможенного контроля качества импортируемой угольной продукции. Это повлечет потери погрузки из-за неприема планового объема российских грузов китайской стороной, говорится в проекте финплана. Эти потери оцениваются в 0,5 млн тонн с потерей доходов РЖД в 2021 г. в пределах 0,4 млрд. руб.

Также, считает монополия, возможно усиление конкуренции с поставщиками угля из Индонезии и Австралии (на долю которых приходится порядка 54% мирового экспорта этой продукции). Возможные потери погрузки по этой причине оцениваются в 1,5 млн. тонн, доходов "Российских железных дорог" в 2021 г. - в 1,4 млрд. руб.

Кроме того, РЖД указывают на сохраняющуюся "традиционную неопределенность" в перевозках угля для нужд ЖКХ и электроэнергетики, которая "обусловлена зависимостью потребления от погодных условий". Есть риски снижения поставок угля в 2021 г. в связи с высоким уровнем запасов топлива на складах предприятий. Возможные потери в погрузке от этого компания оценивает в 2 млн. тонн, что эквивалентно потерям ее доходов в 2021 г. в размере до 0,7 млрд. руб.

В числе выделяемых рисков снижения погрузки "Российские железные дороги" также выделяют "пролонгацию тенденции по слабой торговой активности на рынке черных металлов" из-за "сохранения дисбаланса на российском рынке металлопроката" и "усиления конкуренции на мировом металлургическом рынке на фоне резкого восстановления объемов выплавки стали в Китае и уменьшения спроса на сталь со стороны потребителей Турции". Потери от этого фактора оцениваются в 1 млн. тонн с потерей доходов в 2021 г. в размере до 1,7 млрд. руб.

"По данным ИА "Металл Эксперт", запасы на складах трейдеров все еще превышают спрос со стороны конечных потребителей, что сдерживает закупочную активность на первичном внутреннем рынке металлургической продукции. По данным Worldsteel Association, в I полугодии 2020 г. производство стали в КНР увеличилось на 1,4% (или на 7,1 млн. тонн), в то время как по итогам июля 2020 г. рост выплавки в Китае составил 9,1% (или 7,8 млн. тонн), в том числе - на фоне очередного пакета мер государственной поддержки экономики страны", - поясняют РЖД.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс24.12.2020