15-11-17 / 2017
Новости отрасли
РЖД при росте грузотарифов в 2018 г. на 8% готовы снизить "верх" "коридора" до +8%, ФАС не против

ОАО "Российские железные дороги" просит индексировать грузовые тарифы в 2018 году на 8%, введенные на 2017 г., при этом готово на снижение верхней планки тарифного коридора с 10% до 8% и на сокращение своих расходов, заявили в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) РФ.

Как сообщил журналистам в среду замглавы ФАС Александр Редько, компания представила регулятору свою позицию в начале этой недели. По его словам, заявленная РЖД индексация на 8% ("относительно решений, принятых главой правительства РФ Дмитрием Медведевым на совещании 2 декабря 2016 г.") в том числе предусматривает, что из базы индексации не будет исключена 2%-ная целевая надбавка, введенная на 2017 г. для финансирования дополнительного объема капитального ремонта пути.

Между тем, по его словам, позиция ФАС остается прежней - она зафиксирована в приказах ведомства в декабре 2016 г.: фактически с исключением из базы тарифа 2%-ной целевой надбавки грузовые тарифы в 2018 г. должны повыситься на 4% (в номинальном выражении - на 6%, как ранее и просила монополия). Формально вся нормативная база есть, дополнительных приказов по этому поводу не требуется, отметил А.Редько.

"ФАС не видит необходимости корректировать тарифные решения на 2018 г., принятые в конце 2016 г. В крайнем случае, если целесообразность повышенной индексации тарифов будет доказана правительству и будет его прямое поручение, считаем верным направлять дополнительные ресурсы РЖД не на компенсацию роста операционных расходов, а на обновление подвижного состава в пассажирских перевозках в дальнем и пригородном сообщении. Монополия должна скорректировать тарифную заявку, внести в установленном порядке в ФАС и в очном режиме обсудить на Совете потребителей РЖД", - заявил он.

С 2019 г., по мнению регулятора, необходимо переходить на индексацию в долгосрочном периоде 2019-2025 гг. на уровне "фактическая инфляция за последние 12 месяцев минус 0,1%". "Российские железные дороги" готовы на такой шаг, при этом сказал чиновник. "Это позитивная новость для экономики, так как в дальнейшем РЖД должны будут балансировать свои доходы и расходы за счет привлечения грузов и снижения затрат, но не смогут делать это за счет повышения тарифов", - заявил он.

По словам А.Редько, позиция ведомства основывается на том, что в 2016 и 2017 гг. рост тарифов монополии опережал инфляцию. В прошлом году они были проиндексированы на 9%, тогда как инфляция составила 7,1%, в текущем году - на 6% (с 2%-ной целевой надбавкой) и 3,9%, соответственно. То есть, за два года компания повысила нагрузку на экономику на 75 млрд руб.: "Это сумма превышения тарифной индексации над уровнем инфляции", - подчеркнул чиновник.

При этом, несмотря на рост грузооборота РЖД в тоннах, структура грузовой базы ухудшалась: объемы перевозок маржинальных грузов сокращались при росте дешевых грузов, из-за чего рост доходной ставки монополии в 2016 г. составил 4,5%, в I полугодии 2017 г. - 3,1%, по итогам 2017 г. она ожидается на уровне 5,3-5,5%, отметил замглавы ведомства. Запрашиваемая монополией индексация в 2018 г. на 8% предполагает уже 150 млрд руб. дополнительной тарифной нагрузки на экономику.

"То есть, отток маржинальных грузов компания компенсирует повышением тарифа для оставшихся. Это продолжается уже много лет", - сказал А.Редько, отметив, что РЖД должны искать другие источники для возмещения этих недополученных доходов, в том числе используя резервы доходов внутри группы, а также привлекая дополнительные грузы за счет более гибкой тарифной политики. В частности, чиновник напомнил, что регулятор предлагает перейти от правил предоставления скидок в рамках "тарифного коридора" к системе расчета и требования от РЖД дисконта по публичной формуле (в зависимости от объема дополнительного груза, предъявляемого к ж/д перевозкам) с ежеквартальной корректировкой.

ФАС подготовила проект новой методики, рассчитывая, что она будет проработана с монополией и принята в начале 2018 г. "Это позволит привлечь грузы с автодорог и загрузить пропускные и провозные мощности сети", - пояснил замглавы антимонопольной службы, добавив также, что ее руководством подготовлены поправки к нормативной базе, которые предусматривают право РЖД давать скидки на 10 лет.

Кроме того, по словам чиновника, ведомство готово опустить нижнюю границу тарифного коридора до уровня себестоимости транспортировки, что позволит компании максимально повысить загрузку сети, и, следовательно, получить дополнительные доходы, что даст возможность сводить баланс бюджета, не индексируя тарифы выше инфляции. Что касается верхней границы "тарифного коридора" (РЖД используют ее для установления экспортных надбавок), то, по словам чиновника, монополия готова снизить ее с нынешних 10% "до 8% или ниже". Регулятор готов на это при условии, что "в ближайшей перспективе надбавка вообще должна прекратить существование", заявил А.Редько (ранее ведомство предлагало снизить верхнюю планку коридора до 5% в 2018 г. и до 0% - в 2019 г.).

Также чиновник отметил, что должен быть обеспечен переход на единую тарифную систему на всех железнодорожных магистралях страны (прейскурант регулируемых тарифов "10-01" и систему скидок) с унифицированным расчетов расстояний для потребителей у ОАО "Железные дороги Якутии" (ЖДЯ) и "Российских железных дорог". "Грузоотправители ЖДЯ должны быть поставлены в равное положение с потребителями РЖД. Дискриминация потребителей Якутии должна быть прекращена", - подчеркнул он, добавив, что эта позиция поддерживается монополией.

Говоря об оптимизационных резервах, А.Редько отметил, что компания может принять меры по повышению эффективности закупок и согласна с этим. "В настоящее время экономия РЖД от начальных максимальных цен составляет 1,9% при объеме закупок примерно 1,4 трлн руб. Это крайне мало, должно быть минимум 6%, а хорошие практики - до 10%. По-прежнему большая доля закупок осуществляется у единственного поставщика, без конкурентных процедур - более 30%. 10% закупочных процедур признаны несостоявшимися или прекращены. Проблемы с закупками имеются", - сказал он.

В то же время, А.Редько сообщил, что "Российские железные дороги" не поддерживает ряд предложений в этом вопросе. Например, как отмечает регулятор, "в тарифах РЖД учтены целый ряд статей затрат, связанных с выплатами персоналу, но не являющихся обязательными: субсидии на приобретение жилья, отчисления на добровольное медицинское страхование, расширенные пенсионные программы в негосударственных пенсионных фондах, содержание социальной сферы на общую сумму 60 млрд руб. в год".

"Финансирование таких выплат осуществляется из прибыли регулируемой организации. При этом данные статьи (расходов - ИФ) не включаются в тарифы ни в одной другой инфраструктурной отрасли. Проводя политику унификации тарифного законодательства, ФАС обязана одинаково подходить к формированию тарифов. В этой связи "Российские железные дороги" не могут быть в привилегированном положении - эти выплаты должны быть исключены из тарифной базы операционных затрат и могут финансироваться из прибыли организации, получаемой в том числе от нерегулируемых видов деятельности", подчеркнул чиновник.

"РЖД должны использовать все источники оптимизации - сокращение затрат, активное использование скидок для привлечения грузов, развитие электронных сервисов заказа перевозки грузов", - резюмировал он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс15.11.2017