На финансирование инфраструктурных проектов из фонда национального благосостояния (ФНБ) нужно выделить 450 млрд руб., поручал правительству президент Владимир Путин на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, деньги следует вложить в модернизацию Транссиба, строительство Центральной кольцевой автодороги и высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань. Предполагалось, что государство выкупит на средства ФНБ облигации компаний, которые займутся реализацией проектов. В случае с Транссибом и железной дорогой до Казани это должна была быть РЖД.
Как выяснили "Ведомости", с исполнением этого поручения Путина возникли проблемы. РЖД уведомила правительство и ведомства, что модернизация Транссиба - неокупаемый проект, а средства ФНБ инвестируются только на возвратной основе, рассказывают несколько человек в аппарате правительства, высокопоставленный источник в Минтрансе и чиновник Минэкономразвития. РЖД предложила внести обещанные правительством 260 млрд руб. на развитие Транссиба и БАМа в уставный капитал через допэмиссию, сообщают собеседники "Ведомостей", а в правительстве рассматривается возможность оплаты допэмиссии как за счет средств ФНБ, так и из бюджета. Окончательного решения нет, знает один из чиновников, возможно, все-таки будут облигации.
Деньги ФНБ в неокупаемый проект вложить нельзя, отмечает высокопоставленный чиновник Минфина, нужно бюджетное финансирование, но в проекте бюджета на 2014-2016 гг. эти деньги не предусмотрены.
На 1 июля в ФНБ было 2,8 трлн руб. Распоряжение правительства об управлении ФНБ разрешает Минфину до 50% средств ФНБ держать в акциях, но Минфин консервативен в тактике и инвестирует преимущественно в гособлигации. Если средства ФНБ будут инвестированы в капитал РЖД, встанет вопрос, как они будут возвращаться и кто будет акционером РЖД, удивлен один из собеседников "Ведомостей".
Вице-президент РЖД Вадим Михайлов недавно предлагал два варианта инвестирования госсредств в БАМ и Транссиб: либо бюджетное, либо из ФНБ, но безвозвратное.
БАМ и Транссиб действительно неокупаемы, констатирует Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий: основной груз там - уголь, а тарифы на его перевозку низкие: 0,18 руб. за тонно-километр, затраты же РЖД - 0,37 руб. за тоннокилометр.
Единственный вариант возврата средств ФНБ - повышение тарифа, продолжает Савчук, но на это не согласятся грузоотправители, транспортные издержки которых резко вырастут. И Путин в июне ограничил повышение тарифов монополий уровнем инфляции.
В начале апреля премьер-министр Дмитрий Медведев пообещал РЖД 260 млрд руб. на БАМ и Транссиб - тогда речь шла о бюджетных деньгах. Но Путин, говоря об инфраструктурных проектах для стимулирования экономического роста, назвал ФНБ в качестве источника средств для РЖД и оставил в числе проектов только Транссиб.
Представитель Минфина подтвердил "Ведомостям", что речи о выделении из ФНБ средств на БАМ сейчас не идет.
Но за БАМ вступился президент РЖД Владимир Якунин. В пятницу на совещании у Медведева он заявил: "Для нас Транссиб и БАМ - это вещи взаимосвязанные, поэтому если бы можно было доложить главе государства, то наша позиция заключается в том, что, по всей видимости, мы должны рассматривать все-таки эти две магистрали, не просто Транссиб".
В начале прошлого года первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил РЖД и профильным ведомствам рассмотреть возможность увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба. К 2020 г. пропускная способность магистралей должна увеличиться на 50 млн т в год с нынешних 16-18 млн т. Весной 2012 г. РЖД представила в правительство расчеты, по которым общая сумма инвестиций в проект модернизации магистралей - 918 млрд руб. (в ценах 2011 г.). В этом году объем инвестиций в проект пересчитали - он снизился до 560 млрд руб. Самостоятельно РЖД может изыскать на увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба только 302 млрд руб.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Ведомости | 03.07.13 | Владимир Якунин попросил на Транссиб |