27-11-13 / 2013
Новости отрасли
РЖД представило правительству свои прогнозы по погрузке и грузообороту на железных дорогах РФ на 2014-2016 гг

ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) представило правительству свои прогнозы по погрузке и грузообороту на железных дорогах РФ на 2014-2016 гг. Оценки, в том числе, основаны на поступающих заявках от грузоотправителей. Во многих сегментах в 2014 г. монополия прогнозирует небольшой провал показателей, с их умеренным ростом в последующие два года. Рост погрузки ожидается лишь в сегментах перевозки нефти и зерна.

Согласно пояснительной записке РЖД, их оценки основаны на базовом варианте среднесрочного прогноза социально-экономического развития, представленного Минэкономразвития в сентябре. Именно он представляется компании наиболее реалистичным, исходя из текущей экономической ситуации в стране. Этот вариант предполагает умеренные темпы экономического роста, доминирование сырьевого сектора при некотором отставании в более технологичных секторах и приоритетном развитии энергоемких производств.

Планируется, что конкурентоспособность экономики РФ будет повышать за счет замедления роста первичных энергетических и инфраструктурных издержек и определенного перераспределения доходов в пользу перерабатывающих отраслей. Для этого правительство уже заморозило регулируемые тарифы монополий на 2014 г. и ограничит их рост уровнем прошлогодней потребительской инфляции. При этом прогноз предполагает восстановление мировой экономики со среднегодовыми темпами 3,6-4%, а также стабилизацию цены на нефть марки Urals на уровне $100-101 за баррель. В этом случае, как заявляло Минэкономразвития, в 2014-2016 гг. годовые темпы роста ВВП в РФ могут составить 3-3,3%, промышленного производства - 2-2,3% в год (в частности, в 2014 г. - 3% и 2,2%, соответственно).

При этом сценарии в следующем году, по оценкам монополии, вырастут лишь две группы грузов - нефтяные (на 3,1%) и хлебные (на 16,3%). Погрузка остальных будет либо слабо падать, либо (как в случае с наиболее массовым грузом - углем) - останется на том же уровне. В целом это обеспечит лишь 0,4%-ный прирост к уровню 2013 г. С точки зрения грузооборота ситуация серьезно отличаться не будет. Общий прогноз на год - "+0,6%". Расти грузооборот, как ожидают РЖД, будет в угольном (на 0,5%), нефтяном (на 3,5%), лесном (на 0,3%) и зерновом (на 14,1%) сегментах.

Одним из основных секторов, на которые возлагают надежды железнодорожники, является строительная отрасль. В 2013 г. этот сегмент начал сдавать позиции в общей ж/д погрузке. В абсолютных цифрах за 9 месяцев года он просел на 4,7%, не оправдав прогнозов (по мнению РЖД, - "из-за нестабильного финансирования строительной отрасли"). Наиболее существенное снижение строительных грузов, предъявляемых к перевозке по железной дороге, произошло в Свердловской (на 17,2%), Челябинской (на 2,2%), Новосибирской (на 9,7%) и Ленинградской (на 4%) областях, а также в Краснодарском крае (на 14,7%). На Урале, правда, оно связывается с "высокой базой" показателей 2012 г., когда осуществлялся зимний завоз этих грузов, а на Кубани - с завершением подготовки к Олимпиаде 2014 г. в Сочи.

В 2014 г. участники ж/д отрасли ожидают оживления спроса на перевозки в этой сфере - в связи с решением выделить масштабное государственное финансирование из Фонда национального благосостояния, Пенсионного фонда и федерального бюджета на инфраструктурные проекты (развитие Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги в Подмосковье и другие). "Что касается второго квартала и второго полугодия следующего года, то мы надеемся, что, может быть, те федеральные программы по развитию инфраструктуры, которые утверждены, дадут толчок к развитию экономики", - заявлял ранее гендиректор группы Globaltrans, глава президиума Совета операторов железнодорожного транспорта Сергей Мальцев. РЖД также отмечают, что ко II полугодию эти анонсированные проекты могут перейти в строительную фазу.

Правда, для компенсации эффекта от завершения олимпийских строек этого окажется недостаточно - и погрузка, по прогнозам РЖД, просядет на 1%, до 251,4 млн тонн. В числе основных проблем и сдерживающих факторов в производстве строительных материалов монополия также выделяет неразвитость технологий и недостаток инвестиций. В среднесрочной же перспективе, по оценкам монополии, объем выпуска будут определяться объемом строительства в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы, а также жилищным строительством на условиях государственно-частного партнерства на землях, относящихся к Фонду развития жилищного строительства. "Ввод в эксплуатацию жилых помещений к 2015 г. увеличится на 25% от уровня 2011 г., инвестиции в основной капитал в строительстве - на 43,6%", - отмечают РЖД. По прогнозам компании, в 2015 г. погрузка в этом сегменте увеличится на 2%, до 256,5 млн тонн, в 2016 г. - на 2,7%, до 263,4 млн тонн.

В рамках сегмента перевозок минерально-строительных грузов монополия отдельно посвящает несколько строк ситуации в сфере транспортировки цемента. Объем погрузки в нем в 2014 г. ожидается выше, чем в целом по сегменту: прогноз предполагает рост на 5,3%, до уровня 37,4 млн тонн. В то же время в числе факторов, способных снизить предъявление цемента к перевозке, РЖД выделяют рост импорта и доли перевозок другими видами транспорта. Прежде всего, речь идет о растущей конкуренции с автомобилистами. Сейчас по железной дороге отгружается около 50% производимого цемента, однако 5 лет назад этот показатель находился на уровне 65-70%.

"Опыт прошлых лет показывает, что возможности по ввозу зарубежного цемента превышают 10 млн тонн в год, что в свою очередь вызывает озабоченность российских производителей. Предприятия за рубежом намного раньше провели модернизацию мощностей, многие из них уже полностью окупили свои вложения. Соответственно, себестоимость цемента у них значительно ниже, чем у российских производителей, которые проводили модернизацию с привлечением значительных кредитных средств", - отмечает монополия.

Описывая же дальнейшие перспективы этой сферы, РЖД отмечают, что до 2020 г. ожидается ввод не менее 10-15 производств, которые будут дополнительно выпускать до 30 млн тонн цемента. В 2012 г. в России работало 53 предприятия общей мощностью 91 млн тонн в год. Их среднегодовая загруженность оценивается в 67%. Практически половина потребления цемента напрямую зависит от инфраструктурного заказа государства (на возведение мостов, тоннелей, дорог), строительства атомных электростанций, а также крупных общественных (к мероприятиям, подобным саммиту АТЭС или Олимпиаде в Сочи) и промышленных объектов - как частными инвесторами, так и государством.

В течение всей первой половины 2013 г. и начала II полугодия одним из немногих грузов, которые "спасали" общую динамику погрузки, был уголь. По итогам 9 месяцев погрузка угля выросла на 0,8%, при этом ее падение на внутренних маршрутах компенсировалась увеличением экспорта. Сокращение погрузки в пределах РФ РЖД объясняют, с одной стороны, снижением спроса со стороны энергетиков - в связи с теплой зимой, газификацией Дальнего Востока и высокой долей генерации на другом сырье (у ОАО "РАО ЭС Востока", например, использование угля в качестве топлива сократилось с 2011 г. с 74% до 58%). С другой стороны - снизился спрос со стороны металлургических предприятий, которые сокращали производство в течение года.

Экспорт, впрочем, также был ограничен в росте рядом факторов. В восточном направлении, например, - пропускными способностями. При этом на внешнем рынке усиливается конкуренция с колумбийскими и австралийскими поставщиками. Импорт же, по оценкам монополии, незначительно возрастет или сохраниться на уровне текущего года: планы по расширению мощностей, а также по переходу на альтернативные виды топлива у компаний, традиционно закупающих уголь в других странах, отсутствуют. "Сезонный рост потребления в конце года незначительно улучшит ситуацию, но как на внутреннем рынке, так и на внешнем объемы достигли предельных значений, и по итогам года погрузка ожидается в объеме 310,7 млн тонн с приростом 1%", - считают РЖД.

Примерно на этом же уровне, по оценкам экспертов, она останется и в 2014 г. (310,6 млн тонн). При этом 80% традиционно придется на отправку из Кемеровской и Иркутской областей, а также Красноярского края (64%, 5% и 8%, соответственно; основные поставщики - ОАО "Сибирская энергетическая угольная компания" (СУЭК) и ОАО "Кузбассразрезуголь" (MOEX: KZRU)). "Уровень добычи угля будет ограничен уровнем спроса. В 2014 г. (он - ИФ) прогнозируются на уровне 2013 года (356 млн тонн)", - поясняют РЖД, отмечая, что на рынок будут давить те же факторы в металлургии и энергетике.

В то же время перевозчик видит ряд рисков, которые могут сказаться на объемах предъявляемого к перевозке топлива. В частности, монополия не исключает снижения спроса с учетом текущего состояния промышленного производства (в первую очередь - в КНР). Кроме того, ряд компаний проводят политику запуска обогатительных фабрик, предъявляя к погрузке уголь более высокого качества, но в меньших объемах. Свою негативную роль могут сыграть и "узкие места" на ж/д сети в направлении портов Дальнего Востока и юга РФ (особенно при отгрузке с Западной Сибири и в зимний период). Недостаточными могут оказаться и темпы расширения перерабатывающих способностей самих стивидоров, в частности, на Дальнем Востоке. В то же время РЖД отмечают, что растут мощности энергоугольных компаний, что делает маловероятным их переход на потребление газа и гарантирует спрос на перевозку твердого топлива.

В среднесрочной перспективе прогнозируются стабильные объемы добычи с их постепенным повышением к 2020 г. до 380 млн тонн. Будут формироваться центры добычи на новых месторождениях с "благоприятными горно-геологическими условиями", таких как Эльгинское в Южной Якутии, Межэгейское и Элегестское, а также участок "Центральный" в Туве, Апсатское месторождение в Забайкальском крае. В связи с этим в 2015 г., как ожидается, погрузка вырастет на 1,3%, до 314,6 млн тонн, в 2016 г. - еще на 1,2%, до 318,3 млн тонн.

Нефтяной сегмент железнодорожных перевозок, хоть и отставал от угольного в течение 2013 г., в 2014 году, исходя из прогнозов РЖД, смотрится выигрышнее. По итогам 9 месяцев 2013 г. погрузка "наливки" сократилась на 2,8% по сравнению с тем же периодом 2012 г., до 186,3 млн тонн. Основной причинной стало снижение экспорта в связи с запуском второй очереди трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО; сокращение составило 8,4 млн тонн), хотя оно и было компенсировано ростом погрузки внутри РФ на 3 млн тонн. Если такая динамика сохранится, по итогам 2013 г. погрузка будет на 3,2% ниже, чем в 2012 г. (около 250 млн тонн).

Между тем, в 2014 г. РЖД ожидают роста погрузки нефтеналива на 3,1%, до 257,6 млн тонн, и при коррекции вниз на 1% в 2015 г. (до 255 млн тонн), в 2016 г. вновь увеличится на 0,3% (до 255,7 млн тонн). "Добыча нефти в 2014-2016 гг. сохранится практически на нынешнем уровне и составит 520-524 млн тонн в год. Ожидается наращивание вклада в показатели со стороны новых провинций, таких как Восточная Сибирь, Якутия, а также новых месторождений Западной Сибири и Красноярского края. При этом с учетом оптимизации переработки с 2015 г. экспорт нефти после незначительного снижения в 2014 г. вновь начнет увеличиваться за счет восстановления поставок в страны дальнего зарубежья", - обозначает монополия основу своих выводов.

Стимулом для грузоотправителей транспортировать нефтяные грузы на экспорт в 2014 г. останутся цены на нефть на мировых рынках (прогнозируются в среднем по году на уровне выше $105 за баррель; причем "при изменении политической ситуации в мире" могут пробить и отметку $115). Кроме того, как отмечают РЖД, возможно изменение структуры экспорта нефтепродуктов. В частности, уменьшится доля мазута в связи с технической модернизацией нефтеперерабатывающих мощностей российских компаний, которые проводят ее по поручению правительства для повышения качества продукции и углубления ее передела. Последний фактор подстегнет экспорт дизельного топлива.

Основной прирост погрузки нефтепродуктов (около 4 млн тонн) ожидается в Западной Сибири, которая сейчас генерирует около 16% такого грузопотока в РФ. В частности, дополнительные 2 млн тонн даст ЗАО "Антипинский нефтеперерабатывающий завод" (АНПЗ, Тюмень): планируется открытие третьей его очереди с увеличением производственных мощностей до 6,2 млн тонн в год; в I полугодии 2014 г. будет проводиться пуско-наладка, со середины года будет осуществляться выход на полную мощность. Примерно 0,9 млн тонн дополнительных грузов обеспечит ОАО "НОВАТЭК" (MOEX: NVTK), у которого в IV квартале 2013 г. ожидается запуск третьей очереди Пуровского завода по переработке конденсата (Ямало-Ненецкий автономный округ).

Еще 0,9 млн тонн придется на "дочку" ОАО "Газпром" (MOEX: GAZP) - ООО "Газпромтранс", которая увеличит погрузку стабильного конденсата в связи с открытием второй эстакады налива, 0,5 млн тонн - на ООО "Самаратранснефть-Терминал", запускающего новый погрузочный терминал. В других же регионах России будет расти производство и погрузка у ООО "Санорс", ОАО "Кириши", ООО "РН-Комсомольский НПЗ" (MOEX: KNPR) (КНПЗ, входит в ОАО "Роснефть" (MOEX: ROSN)) и ОАО "Хабаровский НПЗ" (MOEX: HNPZ) (ХНПЗ, актив группы "Альянс") - в связи с завершением реконструкции на предприятиях.

Небольшое снижение показателей после 2014 г. РЖД объясняют модернизацией НПЗ для углубления переработки. "Кроме того, с учетом развития трубопроводного транспорта, с 2015 г. предполагается переключение поставок сырой нефти для ХНПЗ (сейчас она осуществлявшихся на предприятие по железной дороге) в объеме порядка 4,5 млн тонн в год. В то же время ж/д поставки нефти для КНПЗ (7 млн тонн в год), как ожидается, сохранятся из-за приостановки "Транснефтью" (MOEX:TRNF) проекта по подключению завода к ВСТО (в связи с заморозкой тарифов на услуги компании в 2014 г.). Также в период до 2016 г. свой вклад в прирост погрузки будет вносить АНПЗ, поэтапно запускающий третью очередь. Предполагается, что будет увеличиваться и производство стабильного конденсата и сжиженных энергетических газов у "НОВАТЭКа" и "Газпрома", наращивающих мощности.

Иная ситуация в металлургическом сегменте. С начала 2013 г. снижение погрузки черных металлов оказалось сильнее, чем прогнозировалось, - 5,5%. Причина - перепроизводство и, как следствие, снижения спроса как на внутреннем рынке (в строительной отрасли и автомобилестроении), так и на мировом, полагают РЖД. "Существенную роль сыграла потеря части экспортных рынков, в частности иранского", - отмечает компания. Запуск в этой стране в начале 2013 г. металлургических заводов привел к падению экспорта "Уральской сталью" (актив группы "Металлоинвест") на 12,5%, ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" (MOEX: MAGN) - на 7,4%. Челябинский металлургический комбинат (ЧМК) "Мечела" (MOEX: MTLR) в середине 2013 г. запустил рельсобалочный стан, но сертификация продукции завершится лишь во II полугодии 2014 г. Падает отгрузка и у других предприятий: на 2,6% - у ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" (MOEX: NLMK), на 3,4% - у ОАО "ЕвразЗСМК". В результате по итогам 2013 г. РЖД прогнозируют падение ж/д погрузки черных металлов на 5,4%, до 69,4 млн тонн.

В 2014-2016 гг., как отмечают РЖД, рост металлургического производства будет более умеренным по сравнению с 2010-2012 гг.: завершается активное восстановление секторов-потребителей после кризиса, как следствие - сокращается спрос на продукцию отрасли. Кроме того, давление на сектор по-прежнему будет оказывать и значительный избыток черных металлов на мировом рынке. В связи с этим рост выпуска металлургической продукции замедлится с 1,7% в 2014 г. до 1,1% в 2016 г. Примерно на таком же уровне ожидается и динамика экспорта (хотя World Steel Association, например, ожидает, что спрос на сталь в мире в 2014 г. вырастет на 3,2%).

В России тенденции, сложившиеся в 2013 г. будут действовать и в течение 2014 г., уверена монополия, учитывая при этом, что растет доля отправки на внутренний рынок (в 2013 г. она уже на 2 процентных пункта выше, чем годом ранее - 61%). "Все сектора потребления зависят от рыночных факторов. Сектор гражданского строительства существенно зависим от бюджетного и частного финансирования, машиностроительная отрасль - от снизившегося потребительского спроса. Низкий уровень сбыта трубной заготовки обусловлен сокращением заказов трубопрокатным заводам от "Газпрома" и ОАО "Транснефть", - отмечают РЖД, обращая внимание и на стоимостной фактор.

Цены на сталь в течение 2013 г. имели тяготение к снижению. Более выраженное их восстановление ожидается в начале 2014 г., когда начинается размещение заказов на поставки продукции. В результате, по прогнозам РЖД, металлурги сократят производство зимой, что должно привести к равновесию между спросом и предложением. Далее рост цен будет продолжаться в течение I квартала (он будет поддерживаться ожидаемым повышением расходов на сырье), однако после того как потребители пополнят свои запасы, традиционно к лету, увеличение может замедлиться (по оценкам, стоимость черных металлов в 2014 г. может повыситься на 4%). При этом компании стремятся сосредоточиться на развитии своего бизнеса, чтобы укрепить позиции на рынке РФ за счет продукции с высокой добавленной стоимостью, что также снижает погрузку.

В результате в 2014 г. монополия прогнозирует сокращение погрузки на 0,6%, до 69 млн тонн, хотя в 2015 и 2016 гг. ожидают ее роста на 1,3% и 1%, до 69,9 млн тонн и 70,6 млн тонн соответственно. При этом компания выделяет несколько драйверов внутреннего спроса на металлы. Например, Ижорский трубный завод "Северстали" (MOEX: CHMF) (Санкт-Петербург) готовится к аттестации штрипсового проката и труб на соответствие требованиям проекта "Южный поток", по его завершении планируется начать перевозки этой продукции. Кроме того, предприятие планирует участвовать в газотранспортном проекте "Газпрома" "Сила Сибири", а также осуществлять поставки для международного газопровода Средняя Азия - Китай. Одновременно РЖД обращают внимание на программу льготного автокредитования, реализация которой началась в России в июле. Она может подстегнуть спрос на продукцию автомобилестроительных предприятий.

Состояние в сфере производства черных металлов отражается на погрузке железной руды. С начала 2013 г. отмечается ее снижение у ряда горно-обогатительных комбинатов (ГОК). У ОАО "Михайловский ГОК" (MOEX: MGOK) падение составляет 3,3% - в связи с сокращением спроса со стороны металлургических предприятий РФ, у ОАО "Лебединский ГОК" (MOEX: LGOK) (оба предприятия входит в холдинг "Металлоинвест") - минус 9% за счет экспортных поставок "по причине несогласования цены". На 9,7% снизились перевозки продукции ОАО "Евразруда" - из-за "производственных проблем на рудниках" (Evraz принял решение о закрытии Ирбинского рудника в Красноярском крае).

"До конца 2013 г. ситуация в сырьевом секторе металлургической отрасли во многом будет зависеть от положения на внешних рынках. На традиционных рынках в связи с низким спросом ситуация складывается не в пользу производителей. В Европе отдельные металлургические предприятия останавливают производство, тем самым снижая потребность в железорудном сырье, выплавка чугуна и стали сохраняется на достаточно низком уровне", - отмечают РЖД. Избыточными сейчас являются около 25% сталеплавильных мощностей в Европе, констатирует монополия. Исключением считается дальневосточное направление, в частности Китай, где наблюдается стабильный спрос на сырье с высоким содержанием железа. В то же время перевозчик призывает учитывать острую конкуренцию со стороны экспортеров из Австралии и Бразилии.

Кроме того, статистика свидетельствует о замедлении промышленного роста в Китае, что, в том числе, выражается и в снижении спроса на железную руду (на КНР приходится около 50% российского экспорта этой продукции). Выплавка стали в Поднебесной уже на 35% превышает прогнозируемый на 2013 г. объем ее внутреннего потребления, отмечают РЖД. "Наличие избыточных производственных мощностей в мире является серьезной проблемой для мировой металлургии и в перспективе. Согласно прогнозу Eurofer, в текущем году потребление стали на европейском рынке сократится на 4,4% к уровню 2012 г. из-за снижения спроса в основных сталепотребляющих отраслях региона - строительстве и автомобилестроении", - добавляет компания.

С учетом этих тенденций перевозчик прогнозирует сокращение погрузки руды в 2014 г. на 0,4% (до 110,9 млн тонн), хотя в 2015-2016 гг. не исключает рост на 1% и 0,6%, до 132,5 млн тонн и 133,3 млн тонн соответственно. По итогам 2013 г. монополия ожидает уменьшения этого показателя на 0,4%, до 131,7 млн тонн.

В сегменте удобрений, напротив, прогнозируется смена тенденций. С начала 2013 г. погрузка этого вида грузов в РФ выросла на 2,1% - причем как на экспортных маршрутах, так и на внутренних (в последние месяцы). "Объясняется это повышением спроса за счет плохого прошлогоднего урожая и благоприятной конъюнктуры продовольственного рынка в настоящее время. Дефицит предложения основных зерновых культур в результате неблагоприятных погодных условий, а также падающее соотношение запасов и потребления стали катализатором спроса", - отмечают РЖД.

Прирост на внутреннем рынке объясняется увеличением погрузки сырья для производства комплексных удобрений, наиболее востребованных осенью. Повышение объема экспорта же обеспечено азотной группой. Такие удобрения имеют стабильный спрос (в отличие от калийных, их нужно вносить в почву перед каждой посевной). Главный риск для их производителей - цены на газ, на который приходится до 70% себестоимости, однако в долгосрочной перспективе стоимость газа в РФ вряд ли будет высокой, считает ж/д монополия, а цена на зерно позволяет производителям закупать удобрения. Незначительное же снижение погрузки сырья для фосфатных и комплексных удобрений ОАО "Апатит" (MOEX: APAT) полностью компенсируется погрузкой с запущенного в 2012 г. рудника Олений ручей (актив холдинга "Акрон" (MOEX: AKRN)), увеличившего производство в 2013 г.

В то же время складские запасы калийных удобрений сократились незначительно. Уровень закупок основными внешними потребителями - Китаем и Индией - в 2012 г. был низок на фоне общего малого спроса на мировом рынке хлористого калия. Прогнозы о приросте погрузки этого вида удобрений в 2013 г. пока не оправдались. "Нестабильность продаж калийных удобрений не позволяет ожидать положительной динамики в и 2014 г.", - считают РЖД. Сейчас действует лишь один долгосрочный контракт на поставку калия в Индию объемом 1 млн тонн и сроком до февраля 2014 г., а также опцион с Китаем на 500 тыс. тонн до конца 2013 г. В текущей ситуации ясности с перспективами заключения новых контрактов нет.

В результате общий объем погрузки удобрений в 2014 г. ж/д монополия ожидает на уровне 46,2 млн тонн, что на 0,9% ниже, чем в 2013 г., по итогам которого ожидается рост на 3,2%, до 46,6 млн тонн. В дальнейшем же компания допускает увеличение показателей - на 1,5% в 2015 г. (до 46,8 млн тонн) и на 1,6% (до 47,6 млн тонн) в 2016 г. В среднесрочных оценках монополия отталкивается от прогнозов, предполагающих рост выпуска минеральных удобрений к 2016 г. по сравнению с 2012 г. на 11,4% (в пересчете на 100% питательных веществ). "Развитие производственного потенциала будет осуществляться за счет ряда инвестиционных проектов ОАО "Еврохим", ОАО "Аммоний", ОАО "Акрон", ОАО "Уралкалий" (MOEX: URKA) и другими", - отмечают РЖД.

В смежном сегменте - зерновом - прогнозы более позитивные. В 2014 г. монополия ожидает рост погрузки на 16,3%, до 19,2 млн тонн. Сбор урожая 2013 года в весе после доработки уже оценивается в 90 млн тонн, что на 27% больше, чем в прошлом году, а по итогам 2013 г. ж/д погрузка может составить 14,4 млн тонн (здесь, правда, стоит учитывать высокий уровень конкуренции с другими видами транспорта). Ожидания на период 2015-2016 гг. предполагает рост показателей на 2,6-3,3% в год. "В среднесрочной перспективе производство зерна за счет роста урожайности может увеличиться относительно 2012 г. на 44% (до 102 млн тонн), а экспорт составит порядка 29 млн тонн. При благоприятных условиях возможно увеличение урожая зерна в 2016 г. до 105 млн тонн с экспортным потенциалом в 30-31 млн тонн и последующее наращивание годовых объемов его производства", - поясняет перевозчик.

Несмотря на ряд благоприятных факторов, по-прежнему не растет погрузка леса. По итогам 9 месяцев 2013 г. она снизилась на 3,3%, до 27 млн тонн - преимущественно на счет внутренних перевозок (упали на 13,4%), хотя экспорт вырос на 5%. Основных причин сокращения показателей несколько. Во-первых, на объемы погрузки повлияла унификация "порожних" тарифов для универсальных полувагонов и платформ, проведенная в ноябре 2012 г. (особенно сильным влияние оказалось на внутренний рынок ж/д перевозок). Во-вторых, в IV квартале 2012 г. начались финансовые сложности на ряде целлюлозно-бумажных комбинатов, связанные со стагнацией спроса на их продукцию (более низкого качества) после присоединения России к Всемирной торговой организации. Наконец, все это совпало с переходом средств массовой информации в мире на электронные носители с отказом от бумажных.

Падение компенсировалось ростом погрузки на экспорт - в Финляндию, Китай, СНГ (в частности, в странах Содружества увеличиваются темпы социального жилищного строительства). Правда, на двух последних направлениях активно транспортировались пиломатериалы. "Кругляк" же натолкнулся на бюрократические барьеры: в июле 2012 г. правительство утвердило порядок распределения тарифных квот на экспорт ели и сосны в страны, не входящие в Евросоюз. Из-за несвоевременного же получения лицензий отправка круглого леса в КНР и СНГ в сентябре 2012 г. резко сократилась. Что касается Финляндии, то в IV квартале 2013 г. РЖД ждут продолжения роста экспорта в связи со снижением вывозных пошлин на лиственную древесину в рамках вступления в ВТО.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс26.11.13Железная дорога: забот полон год