28-10-20 / 2020
Новости отрасли
РЖД предложило грузить уголь в контейнеры

Сейчас навалочные грузы на российских железных дорогах перевозят в основном в полувагонах и хопперах. Однако холдингом предложено развивать подобные транспортировки еще и в контейнерах. Насколько готова сеть к подобным решениям? Генеральный директор – председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозеров заявил, что на сети отработана технология, которая позволяет перевозить уголь в контейнерах. По его словам, появился новый способ перевозки и "новая универсальность". "Если раньше это был полувагон, то на сегодняшний момент универсальность – это платформа. Считаю, что это тоже очень серьезный сдвиг", – отметил глава холдинга.

Хотелось бы сразу уточнить: сама по себе технология не новая. В мире уже давно известны три модификации контейнеров для навалочных грузов. Первый тип – с открытым верхом. Разгрузка производится специальным револьверным спредером, который, вращая, опрокидывает контейнер. Груз высыпается.

Технология для развивающихся стран

Такая технология распространена в странах, где в морских портах нет специализированных балкерных терминалов. В частности, в Австралии, Африке и Латинской Америке. Необходимость подобных решений оправдана еще и тем, что груз вывозят из портов в этих странах преимущественно автотранспортом.

Для Европы навалочные грузы в контейнерах – скорее, экзотика. Револьверные спредеры имеются лишь в некоторых портах, где обслуживают трамповый флот. Например, в Риге.

В РФ револьверные спредеры установлены на подъемно-транспортном оборудовании на причалах ОАО "Усть-Лужский контейнерный терминал". И это – первый подобный опыт.

Второй тип контейнера для навалочных грузов – с боковыми крышками. Его конструкция опять-таки требует особого оборудования, поскольку здесь также необходимо вращение контейнера, но другим способом.

Третья модификация – контейнер с нижними люками. Этот вариант пять лет назад категорически отвергли в ОАО "РЖД", а теперь продвигают как инновационную технологию.

Риски при перевозках

Рассмотрим плюсы и минусы контейнеров с нижними люками. Преимущества – не требуется дорогостоящий спредер на подъемный кран, пояснил технический директор ООО "Морстройтехнология" Владимир Погодин. Уголь разных марок легко хранить раздельно, поскольку контейнер может выполнять еще и роль складской закрытой ячейки.

Однако есть и недостатки. В РФ нет подобного парка контейнеров. Опытный образец представлен ООО "Котта контейнер" (разработками в этом направлении в компании вплотную занялись с 2014 г.). Ранее вагонники ОАО "РЖД" выдали отрицательное заключение, поскольку нижние люки не гарантируют просыпания груза на балласт и шпалы в пути: фитинговые платформы не имеют сплошного пола.

Как вариант, правда, можно использовать некоторые другие типы платформ, на которых допускается перевозка различных грузов, в том числе контейнеров, поскольку предусмотрены фитинги. Однако таких платформ немного. И они в основном используются для доставки леса. Соответственно на сети свободного парка тоже нет.

Были и другие причины, по которым после долгих переговоров в 2017 году получить Местные технические условия на контейнеры с люками от ОАО "РЖД" в ООО "Котта контейнер" не смогли. Переговоры шли очень тяжело, о чем рассказывали эксперты довольно подробно в рамках выставки "Нева-2017".

Нижний люк как инновационное решение

И вот неожиданный поворот: в конце прошлого года контейнер с нижними люками попадает в поле зрения Центра инновационного развития (ЦИР) ОАО "РЖД". Здесь ему присваивают статус инновационного решения, необходимого к апробации и, вероятно, скорому внедрению на сети, отметил заместитель начальника ЦИР Александр Зажигалкин.

И вдруг оказывается, что подобного типа контейнер можно ставить на обычную укороченную 40-футовую фитинговую платформу, которая способна заменить собой хоппер или полувагон. О прежних рисках в ОАО "РЖД" уже не вспоминают, хотя таким способом уже возили не только уголь, но и хлористый калий (по маршруту ст. Соликамск-2 Свердловской дороги – ст. Автово Октябрьской). А это, между прочим, опасный груз.

Контейнеры ООО "Котта контейнер", как утверждают в компании, сертифицированы Российским морским регистром судоходства и адаптированы для российских железных дорог. Однако для их обработки, как выясняется, уже предложен особый спредер.

Таким образом, технология перевозок навалочных грузов в контейнерах представлена. Правда, под нее придется многое делать с нуля: например, заказывать парк контейнеров, спредеров, открывать дополнительно станции по параграфу для операций с контейнерами и соответственно приобретать погрузочную технику на грузовых дворах. Кроме того, перевозка контейнеров на РЖД имеет свою специфику. Так что вносить поправки придется и в организацию работы тяги. К тому же идея переключить подобные грузопотоки в контейнеры фактически означает их перевод в другой тарифный класс. И такой маркетинговый ход – уже тема для отдельной статьи.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер28.10.2020