31-01-20 / 2020
Новости отрасли
РЖД предлагают угольщикам отправлять продукцию на восток через Казахстан, готовы дать скидки

ОАО "Российские железные дороги" продолжает искать альтернативные маршруты для доставки отечественного угля на восточные рынки в связи с перегруженностью Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей.

"Ждать каких-то фантастических результатов (в увеличении пропускной способности - ИФ) по Востоку просто пока неразумно. Основная задача наша с угольщиками - попробовать создать условия, при которых можно было бы через порты Северо-Запада и юга везти уголь кружностью на те рынки, которые сегодня являются по-прежнему для них рентабельными, то есть рынки Азии - Китая, Кореи, Индии, Бангладеш и прочие", - заявил на брифинге замглавы монополии Алексей Шило.

ДЛИННЫЙ ПУТЬ НА ВОСТОК

"В конце года мы предлагали им опцию - давайте вместе определим объем, который сможем увезти в IV квартале на Северо-Запад. Но тогда нам не удалось этот пул собрать: многие грузоотправители не очень активно рассматривали эту возможность. Сегодня заявки мы начали получать, очень быстро их рассмотрим, чтобы принять решение - поддерживать или нет", - добавил топ-менеджер.

Скидки угольщикам в направлении Северо-Запада и юга, по мнению Шило, "теоретически" могут заработать с марта, "если будет экономическая целесообразность" для "Российских железных дорог". "У нас процедура описана: мы должны в течение месяца рассмотреть. Но, учитывая, что мы заинтересованы в альтернативном направлении, будем рассматривать максимально быстро. Предельный срок - это месяц на рассмотрение", - сказал он. Говоря о размере скидки, топ-менеджер отметил, что он может быть максимальный для этого типа грузов - 12,8%, но "очень важно", чтобы грузоотправители подтверждали объемы.

При этом, по словам Шило, "гораздо более интересный момент" заключается в том, что пошла вниз стоимость предоставления подвижного состава железнодорожными операторами - в связи с его профицитом. "Сегодня средневзвешенная ставка уже составляет 1,4 тыс. руб. (за вагон в сутки - ИФ), по некоторым контрактам - в районе 1,2 тыс. руб. Это тоже снижение нагрузки на грузоотправителя. В совокупности со скидкой и стоимостью перевалки (оно - ИФ) могло бы создать условия, при которых уголь все-таки поедет на Северо-Запад", - отметил Шило.

Говоря о возможностях отправки угля в восточном направлении через порты юга РФ, топ-менеджер отметил, что только терминал "ОТЭКО" в Тамани в 2020 г. предполагает переваливать 4 млн тонн угля в месяц. "Поэтому тоже большие партии уже можно будет через этот порт спокойно (доставлять - ИФ), и, по нашим данным, сегодня ряд грузоотправителей угольной продукции рассматривают это направление", - сказал он.

НЕСТАНДАРТНЫЕ РЕШЕНИЯ

"Мы предложили (российским угольщикам - ИФ): давайте посмотрим (на возможность - ИФ) выехать в Казахстан и через Достык и Алтынколь уехать в Китай. Провели работу. Наши казахстанские коллеги предоставили на перевозку транзитного угля из России в Китай скидку в 65%, она начинает действовать в феврале. Мы угольщикам об этом сообщили, они прорабатывают варианты. Можно попробовать это направление тоже запустить", - добавил топ-менеджер.

Какие будут объемы перевозок, по словам замглавы РЖД, на 100% зависит от продаж. "Вопрос не в том, сколько мы пропустим, а в том, как они там договорятся по цене. Это направление сегодня позволяет пропустить объемы в миллионах тонн. 1 млн тонн в год - это одна "нитка" поезда. Мы со своей стороны тоже готовы посмотреть (возможность предоставить - ИФ) какие-то преференции (дать скидки - ИФ), чтобы это направление заработало", - отметил топ-менеджер.

Шило подчеркнул, что рассмотреть альтернативные варианты вывоза груза - в интересах самих кузбасских угольщиков. "Кузбасс в 2019 г. выехал на Восток (с ростом - ИФ) больше 3%. Если в целом погрузка по стране - "минус 0,9%", Кузбасс на экспорт едет неплохо. В целом по стране 70% всего экспорта угля - это Кузбасс. Они очень сильно зависят от внешних рынков, и, нам кажется, в этом отношении должны быть более маневренными - искать варианты, как перенаправить (грузопотоки - ИФ) на те направления, где есть возможность везти", - заявил он.

Говоря о привлекательности "восточного" направления перевозок, Шило также заметил, что цены на энергетический уголь упали и на этих рынках - более чем на 20% январь к январю, "но там все равно хорошая рентабельность, поэтому угольщики хотят ехать на Восток".

ВОСТОЧНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

"В 2019 г. был правильный посыл со стороны руководства Кузбасса, направленный на то, чтобы каким-то образом синхронизировать действия угольных компаний и железнодорожников для влияния на ситуацию (с пропускными способностями ж/д сети в восточном направлении - ИФ). С апреля-мая угольные компании увидели очень нехороший тренд на понижение стоимости угля на западных рынках и понимали, что на это надо будет каким-то образом реагировать", - отметил топ-менеджер.

"По поводу 2020 г. мы с грузоотправителями достаточно большую работу провели, и, мне кажется, у них каких-то завышенных ожиданий сегодня уже нет. Говорить, что они ждут от нас большого увеличения по перевозке на восток, нельзя - очень хорошо понимают ситуацию с нашей пропускной способностью. Свои планы на 2020 г. они строят уже исходя из вот этого понимания", - заявил замглавы "Российских железных дорог".

По его словам, в целом по "восточному полигону" в 2020 г. компания рассчитывает обеспечить перевозки всех грузов - не только угля - до 144 млн тонн (в соответствии с национальным планом по модернизации и развитию инфраструктуры). "По срезу Мариинск-Междуреченск (Кузбассу - ИФ), по нашим оценкам, "+1,3%" будет. Мы угольщикам эту цифру озвучили. Именно по углю нужно будет смотреть, какая у него будет география перевозок", - отметил Шило.

"У нас по I этапу развития БАМа и Транссиба инвестиции были распределены таким образом, чтобы развивать инфраструктуру на (их "восточных" - ИФ) участках. Планировалось, что месторождения, которые расположены ближе к портам, начнут развиваться бОльшими темпами. В результате же на Дальнем Востоке месторождения не показали того роста, который планировался, объем начал замещаться углем с Кузбасса. И сегодня есть перекос - (ж/д сеть - ИФ) на востоке позволяет везти чуть больше, а (достаточной - ИФ) инфраструктуры по выходу с Кузбасса пока нет - мы во II этапе (программы - ИФ) запланировали там ряд мероприятий", - напомнил топ-менеджер.

"Скорее всего, в 2020 г. месторождения, которые расположены восточнее, начнут "догонять" развитие. Мы ожидаем большого прироста по отгрузке из Якутии. "Колмар" уже в мае запускает, по нашим данным, обогатительную фабрику, портовую инфраструктуру на Дальнем Востоке. Сколько получится (вывезти угля - ИФ) из Кузбасса, будет зависеть от того, сколько они займут инфраструктуры", - сказал замглавы РЖД.

Говоря о программе капитального ремонта путей, Шило сообщил, что в целом в 2020 г. планируется обновить около 6,5 тыс. км. "Это объем примерно уровня 2019 г. То есть суммарно какого-то большого увеличения в 2020 г. мы не планируем", - отметил он. В то же время, по словам топ-менеджера, "по Востоку" запланирована "очень большая программа и по строительству, и по модернизации инфраструктуры". "Основной объем работ запланирован на Красноярской железной дороге, в таких объемах (она - ИФ) никогда не ремонтировалась. Это именно выходы с Кузбасса", - уточнил он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс31.01.2020