ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) предлагает правительству РФ отменить государственное регулирование ставок на аренду вагонов, привлекаемых для перевозок грузов по постановлению правительства РФ.
Соответствующие инициативы содержатся в письме президента РЖД Владимира Якунина первому вице-премьеру РФ Игорю Шувалову, копия которого имеется в распоряжении "Интерфакса" (документ был направлен в кабинет министров 17 мая).
Монополия мотивирует свое предложение несколькими аргументами. Во-первых, "количество привлеченных полувагонов не позволяет достигнуть "эффекта масштаба", чтобы оптимизировать логистику, в первую очередь - при перемещении порожних вагонов, отмечает в письме В.Якунин. "Привлеченные полувагоны подаются под погрузку по остаточному принципу, что не позволяет достичь целевых показателей использования парка по среднесетевым условиям", - пишет он.
По постановлению, РЖД получили в аренду лишь 107 тыс. вагонов "дочки" РЖД - ОАО "Вторая грузовая компания" (ВГК), тогда как изначально планировалась аренда 205 тыс. полувагонов с учетом подвижного состава ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК). Однако ПГК была приватизирована (контрольный пакет приобрела группе UCL Владимира Лисина), и ее парк вышел из-под действия постановления.
Во-вторых, "другие владельцы подвижного состава полувагонов не считают возможным передавать парк в управление РЖД на условиях привлечения вагонов ВГК, считая установленную цену привлечения не соответствующей рыночным условиям", отмечает В.Якунин. В феврале монополия объявила оферту "частникам" на аренду их полувагонов на аналогичных условиях, что и ВГК, у которой с 23 января перевозчик берет полувагоны по цене около 1 тыс. рублей за вагон в сутки, что ниже рыночных тарифов.
"Цена привлечения вагонов должна соответствовать рыночным условиям", - заключил глава РЖД, отметив, что это потребует изменений соответствующего приказа Федеральной службы по тарифам РФ.
В то же время, В.Якунин отметил, что "должны быть предусмотрены механизмы, ограничивающие размер вагонной составляющей тарифа", чтобы не допустить "повышения ценовой нагрузки на экономику страны". "Вагонная составляющая в тарифе достигла уже 30%, тогда как при формировании операторского рынка речь шла о 8-10%", - пояснил в этой связи "Интерфаксу" источник в РЖД. По мнению монополии, компания должна получить право "оперативно изменять вагонную составляющую тарифа на перевозки в вагонах привлеченного парка в зависимости от складывающейся ситуации с предоставлением подвижного состава".
При этом топ-менеджер отмечает, что "опыт эксплуатации привлеченных полувагонов ВГК показал необходимость использования единых механизмов консолидации вагонных парков по отношению ко всем типам подвижного состава". Резюмируя, В.Якунин просит в письме И.Шувалова "поддержать предложения РЖД и дать необходимые поручения федеральным органам". "Что касается конкретных механизмов (выдвинутых предложений - ИФ) - все это еще только должно быть разработано", - уточнил "Интерфаксу" источник в монополии.
Как сообщалось ранее, передача полувагонов ПГК и ВГК в аренду РЖД осенью 2011 г. была призвана улучшить ситуацию с обеспечением грузоотправителей порожними полувагонами за счет централизованного управления ими до разработки и внедрения новой технологии по диспетчеризации вагонных парков. При этом в среду замглавы министерства экономического развития РФ Станислав Воскресенский охарактеризовал предпринятые регуляторные действия как успешные: ситуация с вывозом грузов малого и среднего бизнеса по железной дороге существенно улучшилась. "Буквально на днях мы разговаривали с "Опорой России". Уровень удовлетворения заявок - 96% вместо 37% в ноябре. (Осенью - ИФ) у крупных грузоотправителей уровень удовлетворения заявок составлял 60-70%, у малого бизнеса - 30%", - заявил он.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Интерфакс | 07.06.12 | РЖД предлагают правительству перейти к аренде вагонов по рыночным ставкам |