14-08-13 / 2013
Новости отрасли
РЖД предлагает дерегулировать тарифы на транзитные перевозки контейнеров, а также скоропортящихся грузов и алюминиевой продукции

ОАО «РЖД» предлагает дерегулировать тарифы на транзитные перевозки контейнеров, а также скоропортящихся грузов и алюминиевой продукции. Это должно повысить конкурентоспособность железной дороги перед транспортировкой грузов по морю и автодорогам. По мнению экспертов, предложение РЖД позволит выиграть борьбу за грузовладельца, правда, одного контроля за тарифами будет недостаточно.

Напомним, в настоящее время тарифы на транзитные перевозки контейнеров устанавливаются Министерством транспорта России и складываются из инфраструктурной и вагонной составляющих. Инфраструктурная составляющая на перевозку скоропортящихся грузов и алюминиевой продукции сейчас регулируется ФСТ и установлена в соответствии с Прейскурантом № 10-01. РЖД предлагают изменить этот механизм и сделать так, чтобы цена за транспортировку устанавливалась перевозчиком с учетом пожеланий грузовладельца.

«Мы считаем, что там, где есть понимание межвидовой транспортной конкуренции, где конкуренция на рынке по перевозке грузов существует, конечно, надо дерегулировать. Контейнерные перевозки – это проработанный вариант. То же самое может касаться перевозки скоропортящейся продукции, рыбы. Это касается в том числе и перевозки алюминиевой продукции», – отметил глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

Разговоры о дерегулировании тарифов ведутся уже давно. В 2009 году РЖД совместно с Гильдией экспедиторов подсчитали, что эта мера позволит вернуть на сеть до 10% контейнеров. Но до сих пор в этом направлении серьезных шагов сделано не было. Действительно, сегодня складывается такая ситуация, что высокодоходные грузы (например, скоропорт) переходят на автотранспорт. К примеру, случаи, когда рыбу доставляют с Дальнего Востока в фурах, уже не так удивительны.

Очевидно, что и штучный груз везти на небольшие расстояния выгоднее в грузовиках. Но на дальних расстояниях, по признанию самих грузовладельцев, железная дорога до сих пор остается вне конкуренции, несмотря на уровень тарифов.

По мнению председателя НП ОЖдПС Фарида Хусаинова, дерегулирование тарифов, невзирая на то, что необходимость в этом уже назрела, все же не станет решающим фактором в борьбе между перевозчиками. Чтобы повысить популярность железной дороги, необходимо действовать в комплексе. «Выбор вида транспорта в таких высококонкурентных сегментах зависит не только от тарифа, но и от сервиса, комфортности взаимодействия и надежности, – отмечает он. – Необходимо выстраивание системы стимулов, способствующих повышению клиентоориентированности ОАО «РЖД».

Например, в части перевозки скоропортящихся грузов железная дорога продолжает испытывать проблемы с наличием качественного подвижного состава. Кроме того, многочисленные операции по перегрузке на станциях портят товарный вид продукции. Поэтому грузоотправитель чаще предпочитает везти его «от двери до двери» автотранспортом. Также стоит упомянуть о том, что высокодоходные грузы перевозятся небольшими партиями и загрузить целый вагон часто не получается. Хотя в этой части РЖД уже идут навстречу грузовладельцам и разрабатывают такие проекты, как покупка мест в шаттлах.

По мнению руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, это решение в первую очередь позволит вместе с партнерами, участвующими в транспортировке контейнеров, – стивидорами, железнодорожными перевозчиками из соседних стран и пр. – сформировать сквозные транзитные ставки.

«При регулировании тарифов перевозчик сможет воздействовать на ситуацию, когда ограничение тарификации транзитных ставок, применяемое ранее Минтрансом, приводило к перераспределению маржи между участниками перевозок в пользу стивидоров в портах и т. д., – говорит В. Савчук. – При этом сквозная транзитная ставка для грузовладельцев, невзирая на усилия Минтранса, повышалась».

Как отмечают в Минтрансе, в настоящее время уже проводится работа по внесению изменений в тарифную политику, в том числе по наделению ОАО «РЖД» полномочиями самостоятельно изменять уровень транзитных тарифов. Но на это, безусловно, потребуется время.

Итак, дерегулирование тарифов если и не побудит грузоотправителей резко вернуться железную дорогу, то явно подтолкнет их в этом направлении.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-партнер.ru13.08.13Одним дерегулированием не обойтись?