07-06-21 / 2021
Новости отрасли
РЖД познаются в сравнении

Правлению ОАО "РЖД" 31 мая были представлены результаты анализа сравнения холдинга "РЖД" и ведущих зарубежных железнодорожных компаний по показателям деятельности и применяемым технологиям, подготовленного Центром инновационного развития ОАО "РЖД" и МГУ им. М. В. Ломоносова. РЖД заняли лидирующие позиции по ряду показателей деятельности и отдельным технологическим направлениям, включая организацию движения поездов, цифровую трансформацию и энергоэффективность. Как рассказали "Гудку" в Центре инновационного развития, сравнение проводилось с 99 компаниями – представителями мирового рынка железнодорожных перевозок по 242 показателям деятельности и более 100 передовым техническим решениям. ОАО "РЖД" оказалось мировым лидером по грузонапряженности, доле доставленных вовремя грузов, соблюдению графика движения пассажирских поездов, энергоэффективности производственной деятельности.

В частности, грузонапряженность на сети РЖД достигает 38,6 млн тонн на километр пути при 10,7 млн тонн на километр в среднем по зарубежным компаниям-аналогам. В представленном членам правления исследовании говорится, что лидерство РЖД обеспечивается в том числе за счет применения автоматизированных систем ДИЛС (дорожная информационно-логистическая система) и АСОВ (автоматизированная система организации вагонопотоков), систем цифрового управления загрузкой инфраструктуры (динамическая модель загрузки инфраструктуры).

Доля грузовых отправок, доставленных с соблюдением установленного срока, в ОАО "РЖД" достигает 98,4% при среднем показателе 84,3%. В исследовании отмечается, что лидерство обеспечивается в том числе за счет интеллектуальных автоматизированных систем управления перевозочным процессом для построения оптимального графика движения поездов – ГИД Урал ВНИИЖТ, ДИЛС, систем предиктивной аналитики для обеспечения пунктуальности доставки, технологий комплексного оперативного мониторинга состояния подвижного состава в режиме реального времени – МПСУиД, КТСМ.

Из более 100 рассмотренных передовых решений РЖД по 50% опережает коллег или развивается в одном темпе с лидерами. В частности, холдинг занял ведущие позиции в вопросах организации движения поездов и цифровой трансформации, демонстрируя опережающий уровень развития в автоматизации производственных процессов и интервальном регулировании движения поездов. Так, РЖД стали лидерами в развитии электронного взаимодействия с заказчиками перевозки грузов благодаря внедрению торговой площадки "Грузовые перевозки", опередили коллег в использовании технологии "виртуальная сцепка", применении систем автоведения грузовых, в том числе тяжеловесных, поездов, интеллектуально-адаптивных систем планирования, нормирования, учета и стимулирования экономии. Наибольшее отставание наблюдается по таким технологическим решениям, как аддитивное производство (3D-печать комплектующих для подвижного состава) и применение в производственных процессах беспилотных погрузчиков и транспортировочных платформ.

При этом отмечается ликвидация отставания по показателям, зафиксированным аналогичным исследованием в 2018 году.

"Необходимо отметить высокие темпы инновационного развития ОАО "РЖД". По сравнению с 2018 годом было ликвидировано отставание по четырем решениям, выделенным в качестве приоритетных для развития в компании, по остальным направлениям мы сократили отставание от зарубежных компаний-лидеров", – сообщил "Гудку" заместитель начальника Центра инновационного развития ОАО "РЖД" Андрей Тулупов.

В числе решений, по которым достигнут паритет в развитии: технологии комплексного оперативного мониторинга состояния подвижного состава и инфраструктуры в части организации грузового движения в режиме реального времени; технологии комплексного оперативного мониторинга состояния подвижного состава и инфраструктуры высокоскоростного движения с использованием спутниковых и геоинформационных технологий; системы цифрового имитационного моделирования для оптимизации перевозочного процесса, основанные на использовании алгоритмов обработки больших данных; применение элементов инфраструктуры и сборочных частей подвижного состава, изготовленных с использованием новых композиционных материалов.

В качестве одного из основных итогов исследования были обозначены приоритетные направления научно-технологического и инновационного развития холдинга "РЖД" и ключевые технологии, по которым у компании есть резервы для роста. Это развитие мультимодальных пассажирских и грузовых перевозок, внедрение систем автоматизированного управления тяговым подвижным составом, высокоскоростное пассажирское движение и повышение экологической безопасности перевозок.

"Развитие и внедрение выделенных решений в средне- и долгосрочной перспективе обеспечит ОАО "РЖД" лидирующие позиции в секторе пассажирских и грузовых перевозок на международном рынке, а также позволит эффективно осваивать растущий спрос на перевозки для повышения эффективности операционной деятельности", – подчеркнул начальник Центра инновационного развития ОАО "РЖД" Дмитрий Вербов.

На основе массива накопленных статистических данных и лучших практик были разработаны подходы к оценке индекса инновационного развития железнодорожной отрасли, который может применяться в дальнейшем для определения прогресса развития компании. На текущий момент холдинг "РЖД" по уровню инновационного развития входит в число лидеров и занимает четвертое место среди 20 железнодорожных компаний (наряду с Schweizerische Bundesbahnen (Швейцария) и Japan Railways Group (Япония). Первые три места заняли Deutsche Bahn (Германия), SNCF (Франция) и China Railway (Китай).

"Использование интегральных индексов, – прокомментировал проректор МГУ Олег Карасев, – позволяет значительно упростить проведение сравнительного анализа в тех случаях, когда объект исследования описывается широким набором различных показателей, которые затруднительно сопоставлять "в лоб". К объектам исследования такого рода относится и инновационная деятельность компаний".

"Подобные исследования дают компании возможность перейти к планированию деятельности и постановке задач на основании выявленных резервов для роста и необходимости достижения перспективных целей, – отметил на заседании правления заместитель генерального директора – главный инженер ОАО "РЖД" Сергей Кобзев. – Результаты проведенного сравнительного анализа будут активно применяться для поиска передовых технологий и их интеграции в текущую производственную деятельность холдинга "РЖД", что обеспечит повышение ее эффективности и результативности".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок07.06.2021