Монополия переходит на учет промышленной инфляции в тарифе. РЖД с начала декабря увеличены тарифы на перевозку грузов на 13,8%, и пассажиров, но здесь тариф подорожал только на 11,6%. Стоимость поездки растет в цене как в плацкартном вагоне, так и в купе и в СВ.
Инфляция минус
До последнего времени РЖД рассчитывала тарифы по формуле "инфляция минус 0,1%". То есть рассчитывался средний арифметический Индекс потребительских цен за четыре года: два предыдущих, текущий и последующий – минус 0,1%. В декабре 2024 года все изменилось: РЖД перешли с потребительской на промышленную инфляцию в индексации тарифа. Новые принципы предполагают использование композитного индекса, где будут учтены индекс цен промышленности, топлива, электроэнергии. С учетом изменения методологических подходов к оценке ежегодных темпов изменения тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта, основанных на учете промышленной инфляции, а также на учете фактических значений различных ценовых индексов, отражающих реальное изменение затрат владельца инфраструктуры на топливо, материалы и электроэнергию за два года, предшествующих очередному периоду тарифного регулирования, можно согласиться с заявлением ФАС РФ, об этом РЖД-Партнеру говорит Михаил Ширыборов, руководитель отдела департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ
"По оценке ИПЕМ, промышленная инфляция в 2022-2024 гг. в среднем не превышает 8% год к году. При этом тарифы в отношении оказания услуг по использованию ж/д инфраструктуры при перевозках с 2025 года будут проиндексированы на 13,8%. Увеличившаяся разница между доходами и операционными расходами владельца ж/д инфраструктуры позволит нарастить объемы финансирования в развитие ж/д инфраструктуры", - продолжает он.
Фарид Хусаинов, эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ считает гораздо более важным изменением замену формулы "инфляция минус" композитным индексом – показателем, который учитывает темпы роста издержек монополии по основным статьям затрат. По его мнению, у этого нового способа формирования железнодорожных тарифов есть два основных риска. Во-первых, никто извне монополии не сможет проверить, на самом ли деле товары и услуги, чьи цены будут учитываться в композитном индексе, были поставлены или оказаны по минимально возможной цене. Во-вторых, создаются стимулы к росту расходов.
Пассажирский сегмент
На сегодняшний момент оплата услуг железнодорожной инфраструктуры составляет не менее 30% расходов перевозчиков пассажиров ж/д транспортом в дальнем следовании, продолжает Михаил Ширыборов.
"Соответственно рост платы за пользование ж/д инфраструктурой в 10,2% приведет к увеличению стоимости билетов в поездах дальнего следования не менее, чем на 3%", - добавляет он.
Кроме того, отметим, тарифы на пассажирские перевозки проиндексированы на 11,6%. Но такой размер индексации только в регулируемом сегменте – проезд в плацкартных и общих вагонах. В нерегулируемом – купе, СВ и вагоны класса люкс – индексация тоже будет. Насколько? Федеральная пассажирская компания на запрос РЖД-Партнера пока не ответила. За последние несколько лет рост тарифов в регулируемом и нерегулируемом сегментах перевозок пассажиров ж/д транспортом в дальнем следовании находился на сопоставимом уровне, разъясняет Михаил Ширыборов.
"В связи с этим для сохранения сбалансированного спроса у пассажиров на перевозки в различных типах вагонов (плацкарт, купе, СВ) стоит ожидать повышения тарифов на проезд в купейных вагонах и вагонах СВ на уровне 11-12%", – говорит Михаил Ширыборов.
Участники рынка не исключают, что владелец железнодорожной инфраструктуры направит средства, полученные в связи с повышением тарифа, на покупку подвижного состава: локомотивов и пассажирских вагонов. Правда в ноябре, впервые, объем пассажирских перевозок в поездах дальнего следования снизился на 2%.
"Снижение объемов перевозок пассажиров в дальнем следовании в ноябре 2024 г. обусловлено отсутствием длинных выходных в период ноябрьских праздников текущего года и, соответственно, пониженным уровнем спроса на поездки среди пассажиров по сравнению с ноябрем 2023 года. В связи с этим в дальнейшем не стоит ожидать сохранения негативной динамики ноября по данному показателю. В декабре 2024 года стоит ожидать прироста объемов перевозок пассажиров в дальнем следовании на уровне 3-4% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года", – заключает Михаил Ширыборов.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
09.12.2024 |