Правительство может пойти навстречу РЖД и внепланово проиндексировать ее тарифы в декабре на 2%. Споры об их индексации с нового года еще ведутся
Межведомственная рабочая группа по вопросам развития железнодорожного транспорта под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича 14 ноября поручила рассмотреть возможность проиндексировать тарифы РЖД дополнительно до 2% уже в декабре этого года. Об этом говорится в протоколе заседания комиссии, состоявшегося 14 ноября. "Ведомости" ознакомились с документом, а его содержание подтвердили два участника заседания. Представитель Дворковича вчера вечером не ответила на вопрос, готовится ли постановление правительства об индексации тарифов РЖД.
Решение об индексации тарифов естественных монополий принимается раз в год. Но о декабрьском повышении расценок на услуги РЖД ранее не объявлялось. Это будет премией за повышение эффективности работы компании, объясняется в протоколе. Декабрьскую индексацию предложили советы потребителей, операторов и крупнейшие грузоотправители, следует из протокола.
Председатель совета потребителей Илья Южанов предлагал дополнительно проиндексировать тарифы РЖД лишь с 2017 г. и только при условии отмены тарифного коридора, позволяющего компании устанавливать скидки или надбавки к стоимости своих услуг. Об этом рассказал "Ведомостям" один из участников заседания комиссии.
По его словам, на декабрьской индексации настаивала сама РЖД.
Представитель компании комментировать это не стал.
В конце октября состоялось совещание представителей РЖД и грузоотправителей, говорит сотрудник РЖД. К планируемой с нового года индексации железнодорожных тарифов на 4,5% они посчитали возможным добавить еще 2%. "Это не дополнительная нагрузка, а часть той прибыли, которую получили операторы и грузоотправители, сэкономив на скорости доставки грузов, которая существенно выросла за последнее время", - говорит собеседник "Ведомостей".
В конце октября совет потребителей при РЖД предлагал Дворковичу добавить дополнительно 1-2% к тарифам в качестве премии за повышение скорости движения грузов на 20% в 2014-2015 гг. Такое предложение грузоотправителей стало альтернативой намерениям РЖД дополнительно проиндексировать в 2017 г. тарифы на перевозки дорогих грузов II и III тарифных классов на 2,2-4,2%, а на порожний пробег вагонов - на 2,75%.
Другие предложения РЖД - проиндексировать тариф за порожний пробег на 10% или продлить действие экспортной надбавки в размере 13,4%. В противном случае убыток РЖД в 2017 г. составит 142,4 млрд руб.
Такие меры делают непредсказуемой конечную стоимость транспортных расходов и могут увеличить транспортную составляющую в конечной стоимости продукции до 80%, жаловались грузоотправители на предложения РЖД Дворковичу ("Ведомости" ознакомились с позицией совета потребителей, направленной Дворковичу). "Eсли тариф будет дополнительно проиндексирован на 2% уже в декабре, то рост стоимости перевозки угля к декабрю 2015 г. составит 43%", - подчеркивает человек, близкий к одной из компаний-грузоотправителей.
Eсли тарифы РЖД в декабре проиндексировать на 2%, дополнительные доходы компании в последнем месяце этого года превысят 2 млрд руб., подсчитал гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. В 2017 г. доходы РЖД вырастут в связи с дополнительной индексацией на 26 млрд руб., указывает эксперт. А запланированная индексация на 4,5% принесет компании еще 53 млрд руб. "Финансовым планом РЖД предусмотрен рост доходных ставок на 6,5%. Таким образом, предложенная конструкция всего лишь обеспечивает заложенный в бюджете рост", - объясняет генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.
Федеральная антимонопольная служба не поддерживает индексацию тарифов РЖД выше инфляции, говорит сотрудник антимонопольного ведомства. "Тариф в соответствии с прогнозом социально-экономического развития не должен вырасти более чем на 4%", - указывает он.
"Неожиданная декабрьская индексация тарифа не может быть учтена промышленными предприятиями в контрактах, поэтому фактически будет профинансирована из прибыли", - говорит Бурмистров. Таким образом, вместо прояснения вопроса об индексации тарифов на 2017 г., которая не позволяет грузовладельцам эффективно планировать бюджет, не только неожиданно повысится тарифная нагрузка, но и возрастет в целом неопределенность.
Промышленные предприятия вынуждены будут в планах на 2017 г. индексировать логистические расходы со значительным запасом, рассуждает Бурмистров.
"Тарифная нестабильность, рост вагонной составляющей и локальные дефициты парка приведут в 2017 г. к продолжению сокращения погрузки и перевозок и нивелируют усилия РЖД по привлечению грузов на железную дорогу", - предупреждает эксперт.
Убытков не будет
По итогам 2016 8. РЖД прогнозирует чистую прибыль в 900 млн руб., что почти в 3 раза выше показателя 2015 г. С 2017 по 2020 г. компания рассчитывает выйти на 10 млрд руб. чистой прибыли ежегодно.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Ведомости | 22.11.2016 |