19-09-12 / 2012
Новости отрасли
РЖД получат право менять тарифы на парк ВСП. Обсуждение темы

Ольга Лукьянова, председатель НП операторов железнодорожного подвижного состава о приказе:

– Основные отличия по сравнению с приказом № 444-т/4 заключаются, во-первых, в том, что менять величину этого тарифа будет возможно раз в месяц (в старой редакции – было один раз в квартал), во-вторых, появляется право не только корректировать общий уровень тарифа, но и дифференцировать это изменение по различным направлениям и видам груза.

Этот приказ даст возможность ОАО «РЖД» более гибко реагировать на конъюнктуру рынка и, по всей видимости, несколько усилить конкурентоспособность парка ВСП за счет снижения тарифа в тех сегментах, где ставки операторов находятся на более низком уровне. Кроме того, указанное решение позволит в случае резкого (кризисного) снижения деловой активности поддержать объемы перевозок или, во всяком случае, смягчить падение.

Уроки из предыдущего кризиса извлечены. Тогда, в конце 2008 – начале 2009 гг., в условиях снижения объемов производства максимальное падение погрузки пришлось именно на сегмент парка РЖД, тарифы на перевозки в котором регулируются государством, в то время как сегмент перевозок в собственных вагонах пострадал в меньшей степени. Теперь в случае повторения ситуации IV квартала 2008 года ОАО «РЖД» будет более устойчиво к кризису за счет большего пространства для маневра.

Вместе с тем указанное решение несет с собой некоторые риски – те, которые в экономической науке принято называть проблема «принципал-агент». Говоря на языке теории, ее можно описать так: отдельные «агенты» могут использовать полученные полномочия для снижения установленных тарифов от имени «принципала» (т. е. собственника ресурсов), но в пользу «агента» (т. е. конкретных менеджеров компании). Впрочем, данная проблема является обычной (в той или иной степени) для большинства крупных корпораций.

Виктор Перегудов, генеральный директор ЛХК «Алтайлес»:

– Мы поддерживаем инициативу ФСТ. Однако очень важно, чтобы данная мера работала и была жизнеспособной. Если тарифная политика на предоставление вагонов парка ВСП будет более прозрачной и понятной, это, безусловно, благотворно отразится на наших взаимоотношениях с партнерами, главным образом в вопросах ценообразования.

В целом надо признать, что сегодня рынок железнодорожных услуг нуждается в регулировании, так как по большому счету развивается хаотично.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru18.09.12РЖД получат право менять тарифы на парк ВСП. Обсуждение темы