09-02-12 / 2012
Новости отрасли
РЖД пока борются за предотвращение выхода на сеть бракованных вагонов в одиночку

ОАО «РЖД» призывает федеральные органы исполнительной власти незамедлительно решить вопрос эксплуатации грузовых вагонов, укомплектованных некачественными литыми деталями производства «АзовЭлектроСтали» (ЧАО «АЭС») и Кременчугского сталелитейного завода (ПАО «КСЗ»).

Компания подготовила специальное обращение к органам власти. В нем ОАО "РЖД" напоминает, что ранее были обращения по данной проблеме в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (PC ФЖТ). Холдинг уже тогда предлагал перекрыть доступ на инфраструктуру вагонов, укомплектованных некачественными литыми деталями тележек данных предприятий.

А 30 и 31 января PC ФЖТ приостановил действие сертификатов соответствия и разрешений на применение знака соответствия ПАО "КСЗ" и ЧАО "АЭС" до установления причин излома боковых рам тележек и принятия корректирующих и предупреждающих действий. Ространснадзор, со своей стороны, выпустил предписания от 26, 27 и 31 января отставить от эксплуатации ряд грузовых вагонов, укомплектованных боковыми рамами производства ЧАО "АЭС" и ПАО "КСЗ". На тот момент речь шла о 135 вагонах. 31 января Ространснадзор в информационном письме предложил "в обязательном порядке установить до первого планового ремонта норму по пробегу не более 90 тыс. км или по сроку службы 1 год" для вагонов, укомплектованных тележками моделей 18-100 и 18-578.

"Несоблюдение требований безопасности влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с российским законодательством", - недвусмысленно сообщалось в документе Ространснадзора.

ОАО "РЖД", опираясь на решения Ространснадзора и Росжелдора, 3 февраля направило на сеть телеграмму. Она, в частности, предписывала установить грузовым вагонам, отставленным от эксплуатации, межремонтный норматив до первого после постройки планового вида ремонта 1 год, или не более 90 тыс. км пробега, а ГВЦ ОАО "РЖД" поручалось выполнить пересчет сроков производства первого после постройки планового ремонта.

Напомним: в январе 2012 года по причине изломов боковых рам тележек, изготовленных ЧАО "АЭС", допущены два крушения грузовых поездов. Поэтому в телеграмме компании содержалось распоряжение отставить от эксплуатации порожние грузовые вагоны, построенные в период 2010-2011 годов, с литыми деталями тележек, изготовленных украинскими предприятиями, для проведения неразрушающего контроля литых деталей тележек. Исключение было сделано для вагонов, ранее прошедших плановый вид ремонта или внеочередной неразрушающий контроль. И к 7 февраля отставлено почти 14,5 тыс. вагонов.

Однако 6 февраля Ространснадзор разместил на своем сайте сообщение, датированное 3 февраля, что информационное письмо ни для кого не является нормативным актом или предписанием.

"В связи с этим непоследовательность позиции федеральной службы и ее нерешительность в вопросах пресечения реальной угрозы безопасности движения вызывают откровенное недоумение", - подчеркивается в обращении ОАО "РЖД".

Президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин на состоявшемся вчера селекторном совещании перечислил первоочередные меры в решении проблемы с некачественным литьем, которые намерена принять компания.

"Во-первых, мы должны донести до каждого осмотрщика вагонов и ремонтного персонала значимость этой проблемы и ее последствия, актуализировать технологические процессы на пунктах технического осмотра, повысить материальную заинтересованность работников вагонного хозяйства за обнаружение трудновыявляемых дефектов в грузовых и пассажирских вагонах, - подчеркнул он. - Во-вторых, мы должны поднять качество ремонта вагонов в депо вагоноремонтных дочерних компаний. Случаи вовлечения в оборот через различные "серые" схемы списанных литых деталей должны быть искоренены на всей сети. В случае их выявления к нарушителям должны применяться самые строгие санкции. В-третьих, необходимо с участием отраслевой науки разработать программу действий по кардинальному повышению качества и безопасности процессов в области изготовления, эксплуатации и ремонта боковых рам тележек грузовых вагонов.

При этом мы должны выработать систему адресных мер с федеральными органами исполнительной власти по усилению ответственности производителей и поставщиков продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов".

Начальник Управления государственного железнодорожного надзора Ространснадзора Геннадий Сарафанов отказался комментировать обращение ОАО "РЖД". Не смогли сформулировать ответ и чиновники Минтранса.

Представитель РС ФЖТ Эдуард Гунченко заявил "Гудку", что пока реакция регистра на участившиеся случаи брака в литых деталях производства украинских предприятий ограничилась приостановкой сертификата соответствия для их продукции. "Время приостановки - до выяснения причин. Сказать о том, какие меры будут приняты в дальнейшем, я не могу, так же как и сделать предварительные выводы о конкретных причинах изломов. Пока не будут проведены соответствующие экспертизы, выводы делать рано".

В то же время ОАО "РЖД" в целях рационального использования парка вагонов на сети и предотвращения его возможного дефицита готовит новую телеграмму. На момент сдачи номера работа над документом еще не закончилась. "Гудок" будет следить за развитием событий.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок09.02.12Коварное литье