16-10-19 / 2019
Новости отрасли
РЖД поедет налегке

РЖД ухудшила прогноз погрузки на 2019 г. Теперь вместо роста перевозок компания ожидает их падения

По итогам 2019 г. погрузка на сети РЖД может сократиться на 0,5% до 1,284 млрд т, следует из обновленного финансового плана госмонополии, с копией которого ознакомились "Ведомости". Подлинность документа подтвердили собеседники "Ведомостей" в двух операторских компаниях и знакомый с его содержанием чиновник. Позднее идентичные данные сообщил со ссылкой на копию документа "Интерфакс". Eще несколько месяцев назад госмонополия сообщала, что во второй половине 2019 г. ждет существенного роста грузоперевозок, а рост этого показателя за весь год - на уровне около 1,5%.

Показатель погрузки РЖД в этом году подкосили результаты II квартала. При сравнимых с прошлым годом объемах грузоперевозки в первые три месяца 2019 г. в апреле, мае и июне они упали настолько, что накопленный показатель за первое полугодие снизился на 1,5% до 633,6 млн т.

Компания по-прежнему рассчитывает на существенный, до 1,5%, рост погрузки по итогам 2019 г., говорил, комментируя результаты полугодия, заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило. В компании рассчитывали, что это произойдет за счет роста погрузки зерна и стройматериалов, а также завершения основных ремонтных работ на железнодорожной сети. В июле погрузка в самом деле восстановилась до уровня прошлого года, в августе выросла на 0,2%, в сентябре - на 1%. Но этого оказалось недостаточно, чтобы компенсировать падение. Накопленным итогом за девять месяцев погрузка снизилась на 0,6% до 956,5 млн т.

В числе причин пересмотра прогноза погрузки на 2019 г. - снижение мировых цен на уголь, один из основных грузов РЖД, и черные металлы, говорится в пояснительной записке к скорректированному плану РЖД. Кроме того, снижение показателя объясняется ограничениями на ввоз грузов по отдельным направлениям "в условиях нестабильной геополитической обстановки", снижением поставок щебеночной продукции со стороны предприятий дорожностроительного сектора, перераспределением нагрузки по выработке электроэнергии с угольных ТЭС на ГЭС. Дополнительные факторы - внеплановые остановки металлургических и химических комбинатов, усиление конкуренции и снижение цен на экспортных зерновых рынках, снижение спроса российских аграриев на удобрения на фоне высокого уровня цен, указано здесь же.

Новый прогноз РЖД достаточно реалистичен, соглашается собеседник "Ведомостей" в одном из железнодорожных операторов. По его словам, основное ожидаемое падение (около 2%) произойдет в сегменте нефтебензиновых цистерн - в связи с запуском нефтепровода Комсомольского НПЗ и увеличением сроков ремонтов на крупных НПЗ в первом полугодии. Кроме того, продолжится снижение поставок угля в Западную Eвропу, а также общего экспорта черных металлов, ожидает он: "Это связано с введением заградительных пошлин стран - потребителей металлопродукции, а также с замедлением темпов роста экономик некоторых из них".

Главная проблема РЖД - сохраняющийся дефицит провозных мощностей в восточном направлении, считает источник еще в одной компании-операторе: "Из-за этого в 2019 г. РЖД согласовала менее 80% заявленных грузов для отправки на восток".

По оценкам "Северстали", спрос на сталь в России по итогам года вырастет примерно на 4%. Но погрузка в сталелитейной отрасли зависит от сезонности и спроса на сталь, напоминает старший директор группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худа- лов: основное ее потребление приходится на строительную отрасль, а пик строительства - на лето.

Падение общей погрузки на сети РЖД в 2019 г. на 0,5% - "один из реалистичных сценариев", соглашается председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. "Волатильность внешних рынков, падение спроса и серьезные ограничения инфраструктуры не позволят пока добиться роста погрузки", - считает он. "Даже активное предоставление скидок не позволяет РЖД нивелировать негативную динамику погрузки угля и остановить переток нефти и нефтепродуктов на трубопроводный транспорт", - говорит и гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. По его оценке, в 2019 г. общая погрузка снизится до 1%.

В отношении 2020 г. РЖД по- прежнему настроена оптимистично. Как и в предыдущей версии финансового плана, ожидается погрузка в размере 1,315 млрд т. Правда, из-за корректировки прогноза на 2019 г. погрузка может вырасти больше - на 2,5% вместо 1,8%. Иванкин настроен более скептически: "При благоприятных условиях рост погрузки составит не более 1%".

Представитель РЖД от комментариев отказался.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости16.10.2019