27-02-12 / 2012
Новости отрасли
РЖД подпускает к "кормушке" только своих?

Премьер-министр Владимир Путин в конце прошлого года распорядился проверить госкомпании на аффилированность менеджмента с подрядчиками и контрагентами, чтобы выявить коррупционные связи. Формальный отчет РЖД о совладельцах компаний-контрагентов вряд ли приведет к отставкам в менеджменте инфраструктурной монополии. Но государству не мешало бы понять, почему глава РЖД Владимир Якунин, спокойно продав Первую грузовую компанию по явно заниженной цене, так горячо и страстно убеждает премьера оставить под контролем монополии Трансконтейнер — или же продать только блокпакет в расчете на то, что он достанется "своим людям". В ход идут все возможные аргументы, лишь бы не отдавать актив в руки "чужих" Якунину частных инвесторов, многие из которых готовы предложить за контроль над Трансконтейнером очень серьезные деньги.

Первые конкретные решения о продаже Трансконтейнера появились весной прошлого года. В апреле совет директоров РЖД предварительно одобрил продажу 25% плюс 1 акции на открытом аукционе с оценкой пакета в 10,7 млрд рублей (42,8 млрд за 100%). Однако дальше дело не пошло: РЖД занялась продажей более дорогого актива — Первой грузовой компании. В правительстве этот вопрос также не обсуждался.

После летнего затишья в начале сентября первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил Минэкономразвития обсудить вопрос о размере продаваемого пакета Трансконтейнера с потенциальными покупателями. О своем интересе к аукциону заявили группа Fesco Сергея Генералова, транспортный холдинг Владимира Лисина UCL Holding, структуры Н-Транс и Группа "Сумма".

Представители Минэкономразвития, поговорив с желающими, совершенно неожиданно для Якунина выяснили, что все присутствовавшие на совещании покупатели предпочли бы побороться вовсе не за блокирующий, а за контрольный пакет. Якунин же убеждал правительство в обратном.

Пока публично говорит о своем интересе к пакету любого размера только Fesco, а остальные потенциальные участники либо не комментируют этот вопрос, либо утверждают, что будут бороться только за контрольный пакет. Минэкономразвития, выслушав аргументы сторон, подготовило для правительства заключение о необходимости продавать именно контрольный пакет компании, отметив недостаточность аргументов РЖД. Очевидно, что продажа блокирующего пакета соответствует только интересам Fesco.

Если не РЖД, то Fesco

Согласие с позицией Минэкономразвития, которое хотело бы не только подороже продать компанию, увеличив приток средств в инвестпрограмму РЖД, но и передать Трансконтейнер в руки заинтересованного в развитии частного инвестора, выглядит логичной. Но Якунин продолжает настаивать на продаже блокпакета. Почему он это делает?

Аукцион по продаже блока мог бы с большой долей вероятности привести к переходу контроля над компанией группе Fesco Сергея Генералова. Дело в том, что при продаже блокпакета круг претендентов на участие в аукционе может сильно сузиться, а Fesco, уже являющаяся совладельцем Трансконтейнера, станет основным претендентом на пакет.

Fesco коллекционирует акции Трансконтейнера с осени 2010 года — тогда в ходе IPO было приобретено 12,5% ценных бумаг компании. В течение всего 2011 года по рынку упорно ходили слухи о том, что Fesco продолжает увеличивать свой пакет. В декабре она сама эти слухи подтвердила, объявив о приобретении на рынке около 6% акций, а в январе этого года сообщила о консолидации уже 21,1%. В том случае, если Fesco победит на аукционе, в ее распоряжении окажется 46,6% акций. Докупить на рынке 3,9% до контрольного пакета – дело техники.

К тому же, как показала практика, свои акции не прочь продать и структура РЖД — компания Трансфингруп (управляющая активами пенсионного фонда "Благосостояние", принадлежащего РЖД), которая, по данным Трансконтейнера, с мая по сентябрь избавилась от 1,5% акций, увеличив количество ценных бумаг в свободном обращении с 5 до 6,5%.

Сам Генералов не скрывает, что планирует собрать контрольный пакет, а потом и все 100% акций Трансконтейнера. Но если РЖД будет продавать лишь 25%, такая покупка обойдется ему гораздо дешевле и будет стоить меньших нервов. Ведь желающих поучаствовать в аукционе поубавится, а оставшиеся участники не будут бороться за блокпакет так же рьяно, как боролись бы за контрольный.

При этом, судя по рвению, с которым Якунин бросился защищать вариант продажи блокпакета, РЖД вовсе не считает Fesco недружественным частным инвестором. Что связывает Якунина и Генералова, правда, пока непонятно. Борьба главы РЖД за интересы Генералова вызывает у сторонних наблюдателей как ммнимум недоумение.

Что тем более настораживает, что у РЖД уже есть опыт неконкурентной продажи прибыльного актива. В конце прошлого года на аукционе были проданы 75% акций Первой грузовой компании за 125 млрд рублей. Сумма сделки удивила экспертов: компанию можно было бы оценить почти в два раза дороже. На рынке создалось впечатление, что конкуренты Лисина — структуры нефтетрейдера Геннадия Тимчеко и частный Нефтетранссервис — об исходе аукциона знали заранее: ПГК была продана на первом шаге и соперники Лисина почти не обнаружили интереса к активу. Без конкуренции со стороны других участников 25% Трансконтейнера может уйти Fesco "по дешевке", но РЖД это не очень расстраивает.

Какие ваши аргументы?

Аргументы Якунина не очень разнообразны, противорчевы и вызывают немало вопросов и неприкрытого раздражения у чиновников. РЖД еще в конце прошлого года заявляла, что контроль в Трансконтейнере вряд ли вызовет адекватный интерес инвесторов, но после осеннего совещания с покупателями этот довод приводить было уже нельзя, поэтому появились несколько других.

Во-первых, от продажи контрольного пакета РЖД вряд ли получит деньги на финансирование своей дефицитной инвестпрограммы, которые она могла бы заработать, владея и эффективно управляя компанией. "Успешная реализация планов развития транзитных контейнерных перевозок позволит ОАО "РЖД" только за 2012-2015 годы получить дополнительные доходы в размере 12 млрд. рублей", — написал Якунин 25 января, не объяснив, правда, почему за основу взят именно этот промежуток времени.

Впрочем, его однажды высказанная публичная позиция отличается еще большей откровенностью — он не хочет терять деньги, которые сейчас генерирует Трансконтейнер для РЖД. "У меня прекращается источник доходов. У меня этот Трансконтейнер вообще кушать не просит. Это машина по производству денег для материнской компании", – говорил он осенью, когда в министерствах и ведомствах был поднят вопрос о продаже контрольного пакета.

Второй аргумент, который глава РЖД уже не раз использовал в переписке – это неготовность потенциальных покупателей к эффективному развитию транзитных перевозок. В письме Шувалову Якунин утверждает, что потенциальные покупатели "заинтересованности в развитии совместно с РЖД транзитного потенциала России не подтвердили". А вот РЖД уже проработала этот вопрос, пишет Якунин Путину: сохранение контроля необходимо для развития транзитных контейнерных перевозок между Европой и Азией. По этому поводу РЖД уже провела переговоры с главами железных дорог Германии, Франции, Словакии, которые "совместно с ОАО "РЖД" готовы развивать это направление. Почему руководители железных дорог этих стран не будут работать с частными владельцами, в письме не указывается. Также не приводится никаких свидетельств незаинтересованности частных компаний в развитии транзитного потенциала.

В этом контексте совсем непонятно, что мешало РЖД развивать контейнерный транзит в предшествующие годы, когда активы Трансконтейнера находились в собственности монополиста. Развитие контейнерного потенциала в России – любимая тема железнодорожных чиновников и менеджеров монополии, о которой они говорят уже как минимум пять лет, но транзит по-прежнему остается лишь потенциальным ресурсом.

Третий довод Якунину подсказала очень удачно подвернувшаяся неблагоприятная конъюнктура на мировых финансовых рынках, которая значительно снизила стоимость Трансконтейнера, особенно по сравнению с ценой IPO ноября 2010 года. В письме от 25 января Якунин написал, что "из-за общего падения международного финансового рынка" рыночная стоимость компании снизилась на 16%, поэтому продавать ее исходя из рыночной конъюнктуры не имеет смысла. При этом, конечно, продавец сделал вид, что забыл, что этот вопрос можно легко решить при проведении оценки актива независимым оценщиком.

Можно не сомневаться, что Якунин изобретет новые аргументы для того, чтобы уговорить Путина отложить момент продажи Трансконтейнера на более поздний срок. Ведь пока роман в письмах продолжается, "машина по производству денег" спокойно работает на РЖД. Рвущиеся в бой частные инвесторы могут подождать у закрытых дверей, пока менеджеры монополии привычно пересчитывают то, что заработал для них Трансконтейнер. А нам останется гадать о том, что же так прочно связывает Якунина с Генераловым и почему глава РЖД бьется за его интересы, как за свои кровные.

Судя по всему, в этой увлекательной истории после проверки аффилированности менеджеров и контрагентов могут появиться захватывающие подробности.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Росбалт24.02.12РЖД подпускает к "кормушке" только своих?