02-11-15 / 2015
Новости отрасли
РЖД поднимает ставки

Монополия придумала, как вывести отрасль железнодорожных перевозок из кризиса: нужно отдать ей в аренду 100 000- 150 000 полувагонов

 РЖД предлагает арендовать 100 000-150 000 вагонов у компаний "с неудовлетворительным финансовым состоянием" по ставке 690 руб. за вагон в сутки и возить по "Прейскуранту 10-01" (по 787 руб. за вагон в сутки), говорится в презентации Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО, входит в РЖД) "О мерах по стабилизации рынка железнодорожных перевозок в полувагонах на базе РЖД" (ее копия есть у "Ведомостей"). Срок аренды вагонов - три года. В октябре ЦФТО ее демонстрировал президенту РЖД Олегу Белозерову, говорит источник в РЖД, знакомый с презентацией. Еще два источника, близких к монополии и ее структурам, подтвердили, что такая идея обсуждается. Представитель РЖД от комментариев отказался.

 РЖД, сосредоточив у себя 200 000-250 000 полувагонов (50% рынка оперирования полувагонами), станет маркетмейкером, говорится в материалах монополии. Это позволит повысить доходность остальных операторов.

Арендовать вагоны для РЖД будет ее "дочка" - Федеральная грузовая компания (ФГК). Но управлять вагонами будет РЖД в лице ЦФТО. В конце октября у ФГК сменился гендиректор. Место руководившего компанией со дня ее основания Виталия Евдокименко занял Алексей Тайчер, совладелец и гендиректор "СГ транса".

 Аренда вагонов, по расчетам РЖД, приведет как к росту выручки ФГК - на 7-10 млрд. руб. в год, так и РЖД - на 1 млрд. руб. в год (комиссия за управление парком ФГК). Кроме того, РЖД сможет повысить технологическую эффективность управления вагонами, снизить эксплуатационные затраты.

Собственники вагонов смогут получать гарантированный доход от сдачи в аренду парка РЖД. И наконец, это "создает потенциал снижения расходов бюджета за счет сокращения дотаций РЖД", резюмирует монополия.

 Схема, которую придумала РЖД, поможет и грузоотправителям. При восстановлении рынка возможно повторение ситуации 2010-2012 гг., когда тарифная нагрузка на грузоотправителей выросла на 200% - ставки аренды могут подскочить с нынешних 420 руб. до 1252 руб. за вагон в сутки в 2018 г., предупреждает РЖД. Но если вагоны будут возить по "Прейскуранту 10-01", то в среднем нагрузка на грузоотправителей вырастет на 14%. Для угольщиков - на 10-15%, для минерально-строительных грузов - на 10- 35%.

Для "закрепления эффекта стабилизации ситуации на рынке полувагонов" нужно, по мнению РЖД, ограничить их производство. РЖД направляет в Минтранс информацию о "прогнозируемом потребном и наличном" парке на сети, Минтранс рассчитывает, исходя из этих данных, сколько нужно произвести новых вагонов. Минпромторг распределяет квоты на производство вагонов среди вагоностроителей.

 У кого РЖД будет привлекать вагоны, не раскрывается. Собеседники "Ведомостей" говорят, что сдать вагоны могут лизинговые компании - "ВТБ лизинг", "ВЭБ лизинг" и "Сбербанк лизинг". Весной гендиректор "ВЭБ лизинга" Вячеслав Соловьев предлагал тогдашнему президенту РЖД Владимиру Якунину передать монополии вагоны, за лизинг которых операторы не платят.

Представители "ВТБ лизинга" и "Сбербанк лизинга" от комментариев отказались, их коллега из "ВЭБ лизинга" на вопросы не ответил.

 Участники рынка против предложения РЖД. Сотрудник одной из компаний-операторов не видит необходимости передавать РЖД в аренду вагоны, чтобы поднять ставку. Доходность операторов вырастет из-за массового списания старых вагонов. По его данным, уже списано около 130 000. С ним согласен и гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров.

Он прогнозирует, что к концу 2016 г. ставка вырастет с нынешних 450 руб. за вагон в сутки до 700 руб. за вагон в сутки. Сотрудник другой операторской компании видит в предложенной РЖД схеме "национализацию" убытков неэффективных собственников вагонов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости02.11.2015