01-08-13 / 2013
Новости отрасли
РЖД подготовило проект распоряжения правительства о продаже 100% минус одна акция вагоноремонтных активов – ВРК-2 и ВРК-3

Документ предполагается согласовать в ближайшее время и к концу года завершить аукционы. Эксперты задаются вопросом: сможет ли новый владелец в корне изменить деятельность предприятий?

Самого текста распоряжения не видели ни в компании «ВРК-2», ни в компании «ВРК-3». Однако в ВРК-3 подтвердили, что знают о своей продаже, и уже передали в центральный аппарат все необходимые документы. Кроме того, известна и цена активов, хотя пока она не разглашается. Ранее называлась цена в 6,7 млрд и 5,3 млрд рублей соответственно. По последним данным, компания «ВРК-2» оценивается в 9,6 млрд рублей, ВРК-3 – 7,1 млрд. Возможно, к моменту начала аукциона стоимость активов изменится.

Как отметили в Институте проблем естественных монополий, сегодня на рынке существует три крупных игрока – ВРК-1, ВРК-2, ВРК-3, и за первое полугодие 2013 года этими предприятиями было отремонтировано 66,9% от общего количества вагонов на сети. Пока планов по продаже самого значимого предприятия – ВРК-1 – у ОАО «РЖД» нет.

Что касается ВРК-2 и ВРК-3, то обе компании сегодня занимают весомую долю рынка: ВРК-2 около 23,5% (в 2012 г. отремонтировала 110 тыс. вагонов, выручка составила 19,18 млрд рублей, чистая прибыль – 105 млн рублей), ВРК – около 19% (в 2012 г. отремонтировала 89,8 тыс. вагонов, выручка составила 14,17 млрд рублей, чистая прибыль – 24,5 млн рублей). Не удивительно, что заинтересованность в этих активах высказали крупнейшие игроки сектора железнодорожных перевозок. Но открыто о своем желании пока заявило только ОАО «ПГК», которое сегодня является основным клиентом вагоноремонтных «дочек» перевозчика.

«Имея в обслуживании большой парк вагонов, ПГК заинтересована в снижении издержек на все виды его ремонта, – отметил начальник управления корпоративных коммуникаций ПГК Дмитрий Бауков. – С этой целью компания развивает направление по ремонту подвижного состава. Приобретение собственных ремонтных мощностей может способствовать сокращению издержек».

Окончательное решение в компании пока не принято, но ранее также говорилось о том, что ПГК может принять участие в аукционе в рамках СП с «УВЗ-Логистик» – об этом еще в прошлом году заявлял генеральный директор «Уралвагонзавода» Олег Сиенко. Кроме того, по неофициальным данным, в приватизации хотели бы поучаствовать компании «СГ-Транс», «Газпром» и ряд крупных нефтяных холдингов.

«Пока не получена соответствующая директива от правительства, говорить о претендентах сложно, – сказали в ВРК-3. – Что касается Первой грузовой, то она действительно серьезно настроена принять участие в аукционе. Известно также о ее желании создать определенную управляющую компанию».

В зависимости от того, кто станет новым владельцем предприятий, на них произойдут соответствующие изменения. Так, если «дочка» достанется заводу, то ему будет интересно сохранить все вагоноремонтные депо, если конкретному оператору – то структура компании может поменяться кардинально.

«В этом случае оператор захочет, чтобы предприятие занималось ремонтом только собственного подвижного состава. Тогда, вероятно, центральный аппарат будет не нужен и сохранятся только цеха», – отметили в ВРК-3. Также существует возможность, что оператор сохранит для себя часть нужных ему мощностей, а остальные выставит на продажу.

Таким образом, покупка вагоноремонтного актива перевозчика одним оператором серьезной потерей для рынка не обернется. «Во-первых, не факт, что эти активы купит обязательно оператор. Во-вторых, скорее всего, в условия аукциона будут внесены соответствующие замечания, которые не позволят ограничить доступ. И, наконец, самое главное: после реформы РЖД уже было продано достаточно много различных вагоноремонтных активов и этот рынок стал конкурентным, то есть другие игроки могут обратиться с запросом на ремонт своего подвижного состава в одну из таких конкурирующих компаний», – отметил ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Кто станет новым владельцем компаний, мы узнаем уже к концу 2013-го. Однако, по словам представителя ВРК-3, «нужно будет хорошо постараться», чтобы аукцион действительно состоялся в этом году. Сейчас, как сообщили в ОАО «РЖД», все еще продолжается процедура согласования документа.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru31.07.13Кому достанутся «дочки»?