02-08-13 / 2013
Компания в СМИ
РЖД-Партнер.ru, 02.08.13

Основа для дальнейших перемен

Положение об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками, вступающее в силу с 9 августа, закладывает основу для дальнейшего совершенствования правовой базы в этой сфере, несмотря на то что участники рынка ожидали от него несколько большего.

Необходимость разработки этого документа закреплялась Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте (постановление правительства № 384 от 18 мая 2001 г.). Позже о том, что необходимо заложить основу для регулирования операторского рынка и создать условия, способствующие более эффективному использованию подвижного состава, указывалось также в Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 г. и постановлении правительства № 1051 от 20 декабря 2011 г. Кроме того, этот вопрос затрагивался в Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 г.

В процессе работы над первоначальным положением проекта велись оживленные дискуссии. Правда, основная его часть не вызвала возражений. Так, в проекте документа уточнялось, что операторы участвуют в перевозочном процессе, используя принадлежащие им вагоны и контейнеры, а также взаимодействуют с перевозчиками и иными участниками рынка на основании договоров. Кроме того, там говорилось, что вагоны и контейнеры, предоставляемые операторами, должны соответствовать требованиям законодательства о техрегулировании и правилам техэксплуатации железных дорог России.

Впрочем, были в проекте и спорные вопросы. Скажем, в Торгово-промышленной палате РФ и общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» подвергли критике требования в отношении оператора, которые обязывали его владеть более чем 1 тыс. единиц подвижного состава, а также предоставлять вагоны для выполнения социально значимых перевозок. В принятом варианте постановления квоты были отменены.

Что касается второго спорного момента – привлечения вагонов, то в итоговом документе это требование касается только чрезвычайных ситуаций. Оно сформулировано следующим образом: «В случаях, предусмотренных законодательством РФ, операторы передают на возмездной основе принадлежащие им вагоны и контейнеры уполномоченным организациям железнодорожного транспорта для их использования в интересах Вооруженных сил РФ, воинских формирований и органов, а также специальных формирований, создаваемых на военное время при возникновении угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности и безопасности РФ».

Как считают многие эксперты, несмотря на усеченный вид, постановление правительства следует все же считать одним из важнейших шагов на пути к закреплению в нормативной базе основ деятельности операторов. На это, в частности, обратил внимание председатель президиума СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта», гендиректор Globaltrans Сергей Мальцев.

Принятие положения поможет гармонизировать законодательство в сфере железнодорожных перевозок, сообщили в свою очередь в ОАО «РЖД». «Документ, по сути, заложил основу к дальнейшему изменению законодательства и приведению его к современным реалиям», – добавили в компании.

Постановление № 626 позволяет четко обозначить сферу деятельности операторов в перевозочном процессе на железнодорожном транспорте, считает вице-президент НО «Союзгрузпромтранс» Виктор Евпаков. А генеральный директор ООО «Инновационный центр транспортных исследований» Юрий Искандеров полагает, что оно создает базу для последующего внесения поправок в Устав железнодорожного транспорта РФ и ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ».

Потребуется разработка и других правовых актов, которые, по мнению руководителя департамента маркетинга и аналитических исследований Brunswick Rail Андрея Цыганова, должны более четко определить зоны ответственности участников перевозочного процесса: операторских компаний, грузовладельцев и РЖД. В данном случае положение об операторах, по сути, закрепило только основополагающий принцип – равенство условий для данной категории участников рынка.

Заместитель исполнительного директора СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» (СОЖТ) Андрей Тонких добавил, что необходима дальнейшая разработка и принятие на законодательном уровне документов, устанавливающих основы саморегулирования на операторском рынке (и в первую очередь – обязанности операторов предоставлять принадлежащие им вагоны, контейнеры для перевозок грузов и являться членами единой СРО, что позволит сформировать единые стандарты работы операторского рынка, в том числе в рамках коммерческой инфраструктуры), а также определяющих место и роль оператора в системе отношений, связанных с перевозками грузов железнодорожным транспортом, регламентируемых Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Итак, на пути преобразований в сфере регулирования деятельности операторов сделан шаг вперед, который можно считать основополагающим для дальнейших перемен.