27-07-20 / 2020
Компания в СМИ
РЖД-Партнер, 27.07.2020

Тарифное стимулирование и экспорт вытягивают спрос

Постепенное восстановление мировой экономики, которая учится справляться с последствиями пандемии коронавируса, позволило российским металлургам удержать сбытовые показатели на высоком уровне, компенсировав просадку внутреннего рынка. Помогают и тарифные меры стимулирования, которые удерживают объемы выручки перевозчика в условиях жесточайшего экономического стресса. По словам Сергея Мальцева, председателя комитета по железнодорожному транспорту Союза транспортников России, председателя совета директоров группы Globaltrans, идеальным вариантом стало бы стимулирование этого процесса и через меры государственной поддержки, например – через программы по поддержке российского экспорта.

- Сергей Валентинович, свежая статистика ОАО "РЖД" за январь – май 2020 года демонстрирует заметный провал практически по всем группам перевозимых внутри страны товаров, включая черные металлы и железную руду. Вытянуть общую статистику позволяет рост экспорта, прежде всего через морские порты. Связано ли это, на Ваш взгляд, исключительно с пандемией коронавируса, которая перекрыла границы, обрушила множество отраслей (включая производство автомобилей и авиастроительную промышленность), или для этого могут быть и другие причины? Вытягивает ли экспорт исключительно восточное направление, точнее, начавшееся восстановление экономики Китая, или определенные подвижки к лучшему заметны также и на других экспортных направлениях?

- Ухудшение ситуации на мировом рынке из-за пандемии COVID-19 и замедление экономической активности в России в значительной мере отразились на работе транспортной отрасли. В связи с распространением коронавирусной инфекции власти вынуждены были ввести жесткие ограничительные меры, которые негативно отразились на объемах погрузки в том числе и металлургических грузов. Тем не менее картина по металлургическим грузам по итогам 5 месяцев 2020 года получилась разнонаправленной: если погрузка черных металлов снизилась на 10,9% к аналогичному периоду 2019-го, то погрузка железорудного сырья (ЖРС), наоборот, увеличилась на 0,4%. По итогам 5 месяцев 2020 года ввиду ограниченной активности в металлопотребляющих отраслях из-за карантинных мер перевозки черных металлов сократились как на внутренний рынок, так и на экспорт. Но в мае вследствие активного спроса в странах Восточной Азии (прежде всего Китае) на фоне восстановления экономики экспорт черных металлов значительно вырос, в том числе и через южные порты. Также наблюдался рост экспортных перевозок черных металлов в Турцию и Италию. Это связано с прочными позициями российских поставщиков на мировом рынке благодаря низкой себестоимости стали. Несмотря на эпидемию коронавируса и связанный с ней спад активности на большинстве региональных рынков экспорт российского ЖРС значительно вырос.

Существенный рост внешних отгрузок по итогам 5 месяцев 2020-го (+49% в годовом сравнении) обусловлен ростом продаж китайским потребителям. Это позволило российским компаниям удержать сбытовые показатели на высоком уровне, компенсировав снижение спроса на российском рынке. Некоторые риски транспортных компаний и экспортеров руды возникают в связи с введением в действие постановления правительства РФ от 22.05.2020 г. № 734 "О внесении изменений в Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования". С учетом недостаточной пропускной способности перевозка грузов данного класса не гарантирована, так как руда не относится к приоритетным перевозкам.

- Существуют ли, на Ваш взгляд, отрасли и проекты, позволяющие поддержать и, возможно, даже увеличить внутренний спрос?

- После снятия карантинных ограничений и реализации программы государственной поддержки ключевых отраслей российской промышленности в условиях коронавируса мы ожидаем восстановления экономической деятельности и оживления спроса на железнодорожные перевозки. Положительное влияние на рост объемов перевозок может оказать увеличение спроса со стороны строительной отрасли на фоне активизации финансирования инфраструктурных проектов.

– Насколько заметный вклад в снижение объемов внутрироссийских перевозок внесло, на Ваш взгляд, введение карантинного режима рядом субъектов РФ, а также повсеместное введение режима самоизоляции?

– Существенное снижение спроса, нарушение логистических цепочек поставок, задержки в реализации строительных проектов из-за карантинных мер по защите от пандемии COVID-19 оказали большое влияние на снижение объемов внутрироссийских перевозок. В частности, серьезной проблемой для металлургических комбинатов стало падение объемов ломозаготовки. Из-за введения карантинных мер под страхом предъявления штрафов многие ломозаготовительные предприятия приостановили свою деятельность. Из-за массовой остановки предприятий в связи с самоизоляцией многие компании испытывали проблемы со сбытом своей продукции.

– Но есть и положительные тенденции, и одна из них – заметный рост контейнерных перевозок черных металлов. По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в январе – мае 2020 года данный показатель вырос на 47,2% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го, в мае – на 67,5% по сравнению с маем 2019 года. С какими обстоятельствами, на Ваш взгляд, связано это явление, ставшее заметным не только в I полугодии 2020-го, но и в предыдущие годы? Имеются ли, на Ваш взгляд, предпосылки для дальнейшего роста на этом направлении?

– Такая тенденция действительно существует, контейнерные перевозки металлургических грузов демонстрируют в последнее время заметный рост, хотя металлургическая продукция традиционно не является характерным грузом для контейнерных перевозок. Рост показывают перевозки металлов в специализированных усиленных контейнерах. В рамках деятельности группы Globaltrans мы данный тренд наблюдаем на примере ООО "СинтезРейл". Так, перевозка металлов для автомобилестроения в специализированных усиленных контейнерах позволяет значительно повысить качество доставки, сократить транспортные расходы, облегчить организацию мультимодальных перевозок, что немаловажно в условиях падения цен, а также обеспечить сохранность груза. Если же речь идет о прокате, который используется для автомобильной промышленности, то такие перевозки позволяют снизить уровень рекламаций в отношении груза примерно на 10–16%. Для дальнейшего развития перевозок в специализированных усиленных контейнерах необходимо открытие для операций большего количества станций, что, в свою очередь, связано с необходимостью пересмотра ряда технических требований к обеспеченности станций погрузочными ресурсами в сторону применения более современных технологий погрузки/выгрузки. С ОАО "РЖД" есть взаимопонимание, мы также надеемся на активное взаимодействие с государственными органами в решении данного вопроса.

– В предыдущие годы, и 2019-й здесь не стал исключением, многие традиционные клиенты, в том числе и российские металлурги, активно искали альтернативу железнодорожным перевозкам, прежде всего из-за роста тарифов. Об этом сообщали, в частности, НЛМК и "Северсталь", а также "Русская сталь", требовавшая обеспечить недискриминационный доступ к инфраструктуре РЖД. Между тем осенью 2019 года стало известно, что НЛМК и РЖД подписали соглашение о долгосрочных объемах перевозок, получившее одобрительную экспертную оценку. Значит ли это, что у РЖД есть шанс вернуть клиентов, выбирающих альтернативные пути доставки продукции, прежде всего автотранспортом?

– На мой взгляд, к числу факторов, снижающих конкурентоспособность железнодорожного транспорта, следует отнести снижение скорости и ритмичности доставки грузов, рост оборота вагона, дефицит пропускной способности. Поэтому для возвращения клиентов, выбирающих альтернативные железной дороге пути доставки продукции, необходимо опережающее развитие инфраструктуры на базе государственной поддержки и инвестиций. Сегодня ОАО "РЖД" работает в условиях снижения погрузки и, соответственно, сокращения доходов. По данным Росстата, в апреле 2020 года грузооборот всех видов транспорта в РФ сократился на 6% в годовом сравнении. На встрече с президентом РФ Владимиром Путиным в мае текущего года генеральный директор ОАО "РЖД" Олег Белозеров отметил, что по итогам апреля грузооборот снизился более чем на 7%, погрузка – примерно на 6%, снижение грузооборота на внутрироссийских направлениях превысило 11%. Недостаточная пропускная способность железнодорожной инфраструктуры, особенно критичная на Восточном полигоне, требует расшивки в интересах роста всей экономики страны. Сегодня сформирована единодушная позиция участников грузовых перевозок и пользователей услуг ОАО "РЖД" относительно поддержки ОАО "РЖД" по вопросам привлечения государственных инвестиций и внесения изменений в инвестиционную программу компании в целях опережающего выполнения первоочередных мероприятий по проекту модернизации Восточного полигона.

– Насколько эффективны, на Ваш взгляд, другие инициативы РЖД (например, применение понижающих коэффициентов к тарифам на внутрироссийские перевозки, касающихся, в частности, перевозок железной руды и черных металлов, других скидок), направленные на повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта? Стоит ли рассчитывать на принятие в обозримой перспективе других инициатив того же плана? Насколько эффективными могут стать эти решения?

– ОАО "РЖД" проводится большая работа, направленная на повышение привлекательности железнодорожного транспорта и поддержку российских производителей. Тарифные меры стимулирования – одни из самых действенных в условиях экономического спада. Нам сложно комментировать эту политику со стороны: все тарифные решения рассчитываются ОАО "РЖД" и конкретным грузоотправителем исходя из экономики железнодорожного транспорта, логистики и уровня цен на продукцию. Мы видим, что постоянно публикуются решения по применению понижающих коэффициентов в рамках тарифного коридора, и это крайне позитивно. Вероятно, имеет смысл предоставить ОАО "РЖД" право устанавливать понижающие коэффициенты в рамках тарифного коридора не только при росте или сохранении гарантированного объема погрузки, но и при снижении погрузки, но не ниже определенного объема. Применять или нет такой механизм – вопрос расчетов и взаимодействия ОАО "РЖД" и грузоотправителей.

Что хотелось бы подчеркнуть дополнительно? Применение понижающих коэффициентов, спецтарифов и скидок стоит ОАО "РЖД" денег, но существенно может поддержать российских производителей в сложных экономических условиях и увеличить экспортный потенциал страны. При этом тарифное стимулирование обеспечивает или даже увеличивает объем выручки перевозчика. Гарантия недискриминационных условий перевозки железной руды на Восточном полигоне (не в последнюю очередь, то есть после угля), как и было сказано ранее, не требует дополнительных расходов от ОАО "РЖД", не сокращает доходов компании, но стабилизирует и поддерживают работу металлургов. Мне кажется, что такие гарантии можно было бы предоставить безотлагательно. Что касается экспорта железной руды, то хотелось бы, чтобы к решению данного вопроса было подключено и государство. Снижение тарифов может происходить не только в рамках финансовых возможностей перевозчика, но и через государственные программы, например, по поддержке российского экспорта.