12-02-15 / 2015
Компания в СМИ
РЖД-Партнер, 12.02.2015

Грузы ГМК: оптимизма нет пока

Погрузка целого ряда номенклатур горно-металлургического комплекса (ГМК) в прошедшем году демонстрировала снижение объемов. Впрочем, учитывая спад в экономике и острую конкуренцию с другими видами транспорта, оставаться при своем для этой категории грузов было бы равносильно прорыву. По оценкам аналитиков, в текущем году вряд ли что-то изменится.

В течение всего прошлого года погрузка ключевых номенклатур горно-металлур-гического сектора демонст¬рировала снижение. Единственное увеличение на 1,2% в сфере транспортировки черных металлов было по итогам 9 месяцев. По остальным номенклатурам этого сегмента наблюдалась стагнация либо снижение. Понятно, что этот небольшой рост не смог серьезно переломить ситуацию, и в 2014-м перевозки черных металлов выросли только на 2,5%, а все остальные номенклатуры потеряли в объеме. Так, отправки металлоконструкций упали почти на 13%, цветных металлов и цветной руды снизились более чем на 6%, железная руда ушла в минус на 2%. «Внутренние перевозки черных металлов сохранились на уровне 2013 года. В то же время украинский кризис оказал влияние на импортные перевозки стального проката, которые значительно сократились по сравнению с аналогичным периодом 2013-го (на 27%). Также в прошлом году мы наблюдали диверсификацию географии перевозок железной руды в экспортном сообщении. Российские экспортеры в условиях снижения спроса в Китае увеличили поставки руды в Восточную Европу и на Ближний Восток», – комментирует генеральный директор ОАО «Новая перевозочная компания» (входит в группу Globaltrans) Валерий Шпаков.

Стагнация в сегменте перевозок высокодоходных черных металлов и снижение объемов погрузки металлоконструкций и цветмета для железной дороги не в новинку. С одной стороны, эта тенденция связана с ухудшением конъюнктуры мирового рынка. С другой – при росте объема выпуска этой продукции в РФ с 2004 по 2012 год на 9,4% погрузка черных металлов на сети РЖД сократилась на 12%. Эта разница свидетельствует о том, что существенная часть грузов металлургических предприятий (со временем все большая) либо уходит по реке, либо становится добычей прямого конкурента железных дорог – автомобильного транспорта. Более того, о расширении сферы применения комбинированных перевозок с участием автомобильного транспорта уже давно говорят представители таких крупных холдингов, как «Евраз» и ММК.

Эксперты подчеркивают, что если перевозки сырья для горно-металлургического комплекса пока еще относительно медленно переключаются на автомобильный транспорт, то с целым рядом продукции ГМК все гораздо динамичнее. Речь идет о ферросплавах, цветных металлах и прокате из них, стальном прокате, металлоломе и многих других номенклатурах, ранее почти полностью отправлявшихся по железной дороге. «Сегодня многие металлоторговые предприятия (как независимые, так и дочерние компании и сети меткомбинатов) не просто все чаще используют автотранспорт, но и создают или уже создали собственные автопарки и логистические подразделения, занятые исключительно автомобильными отправками», – отмечает исполнительный директор аналитической группы «Русмет» Михаил Родионов. Эта тенденция связана не только с ростом тарифов на перевозку по сети РЖД, но и с дополнительными удобствами автотранспорта, который готов предложить отправку «от двери до двери», более оперативный заказ и оформление документов, четкую временную схему и др.

Отраслевые эксперты считают, что данные факторы не только препятствуют наращиванию объемов погрузки высокодоходных номенклатур на сети РЖД, но и способствуют их уходу с железной дороги, в связи с чем это влияние необходимо корректировать на уровне государственного регулирования. Иначе существующий тарифный дисбаланс пока приводит к тому, что доходная ставка ОАО «РЖД» при перевозке черных металлов и руды на плече в 1 тыс. км различается в 2,5 раза, что провоцирует уход высокостоимостных грузов с железной дороги. Судя по прогнозам, в текущем году погрузка этих номенклатур в целом на РЖД вряд ли вырастет, а вот ее сокращение, даже на несколько процентов, вполне вероятно. «В частности, по итогам 2015-го объемы погрузки черных металлов и железной руды, а также железорудного сырья останутся на уровне 2014 года. Сохранить весомые объемы экспортных отгрузок сырья российские компании смогут только на рынках Турции и Европы», – предполагает В. Шпаков.