10-08-17 / 2017
Новости отрасли
РЖД оставят место в «Трансконтейнере»

UCL может выкупить лишь часть пакета монополии

UCL Holding Владимира Лисина готова получить контроль в "Трансконтейнере", сохранив ОАО РЖД в качестве крупного акционера,- путем покупки части пакета у монополии, а части у НПФ "Благосостояние". Эксперты называют идею конструктивной: с точки зрения финансовой устойчивости UCL обладает преимуществом над конкурентом в лице группы "Сумма", а в плане развития бизнеса предложение, хотя и не включает синергию с морскими перевозками, выглядит более приемлемым с точки зрения антимонопольной службы.

"Ъ" стали известны детали предложения UCL Holding Владимира Лисина о приобретении акций "Трансконтейнера". Сейчас правительство рассматривает варианты распоряжения бумагами "Трансконтейнера", принадлежащими ОАО РЖД (50% плюс две акции). В конце июля Минэкономики представило первому вице-премьеру Игорю Шувалову документ, подготовленный с участием Аналитического центра при правительстве, независимого консультанта Boston Consulting Group и профильных ведомств (см. "Ъ" от 3 августа), в котором есть все варианты: от сохранения пакета у монополии до полной его продажи. Консенсус чиновников был в том, что продавать нужно пакет целиком с открытого аукциона. Претендентами считаются группа "Сумма" Зиявудина Магомедова, уже владеющая 25,07% оператора и готовая приобрести 25% акций "Трансконтейнера" сразу и 25% через опционное соглашение, РФПИ с потенциальным иностранным стратегом и UCL.

Как рассказал "Ъ" источник, знакомый с деталями предложения UCL, она хочет купить не менее 50% плюс одной акции "Трансконтейнера" при соблюдении ряда условий. Среди них - прозрачная процедура продажи и рыночной стоимости акций, наличие стабильной тарифной политики ОАО РЖД на период не менее срока окупаемости вложений, минимизация рисков, связанных с выходом "Трансконтейнера" из периметра монополии. В числе последних неизменность технологических, арендных и договорных отношений между компаниями, поскольку они связаны сложной системой льготных услуг, а на терминалах "Трансконтейнера" значительная часть активов принадлежит ОАО РЖД. Также UCL запрашивает заблаговременное уточнение требований и ограничений со стороны ФАС.

При этом UCL считает возможной сделку, при которой ОАО РЖД остается совладельцем "Трансконтейнера". В рамках нее контрольный пакет может быть сформирован с участием акций оператора, принадлежащих НПФ "Благосостояние" (24,5%), и части пакета ОАО РЖД. Источники в фонде говорили "Ъ", что "Благосостояние" считает продажу возможной с учетом минимальной доходности не ниже 10% годовых (цена на 1 января, по данным учета фонда, составляла 3,6 тыс. руб. за акцию).

UCL подтверждает заинтересованность в приобретении контрольного пакета акций "Трансконтейнера", сообщили "Ъ" в холдинге. В ОАО РЖД от комментариев отказались. Источник, знакомый с ситуацией, утверждает, что официального предложения от UCL в ОАО РЖД пока не поступало. В "Сумме" не стали обсуждать идеи конкурента.

По мнению главы "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, предложение UCL по целому ряду причин более интересно, чем предложение "Суммы". Сохранение доли ОАО РЖД в операторе, с одной стороны, ведет к дополнительному регулированию со стороны ФАС, а с другой - содержит значительный потенциал для реализации совместных проектов развития контейнерных перевозок. Оптимальный вариант, по мнению эксперта,- сохранение у монополии доли на уровне блокирующей. В предложении UCL, уточняет господин Бурмистров, нет такой привлекательной синергии с морскими перевозками, как у "Суммы", но, с другой стороны, в связи с отсутствием у ПГК фитинговых платформ нет и риска монополизации рынка контейнерных перевозок и препятствий к сделке со стороны ФАС.

Основной синергетический потенциал в сделке с UCL, добавляет эксперт, лежит в области предоставления комплексных мультимодальных сервисов промышленным предприятиям, у которых сейчас очень востребованы перевозки в контейнерных поездах, и переориентации грузов с полувагонов, крытых вагонов и спеццистерн, а также развития перевозок в опен-топ-контейнерах, чему способствуют низкий уровень загрузки контейнерных терминалов на Балтике (менее 40%), высокие ставки и дефицит полувагонов. Также, полагает Михаил Бурмистров, с учетом "не лучшего финансового положения" активов "Суммы" - FESCO и "Стройновации" - UCL как стратег с высоким уровнем финансовой устойчивости может дать больше и "Трансконтейнеру", и ОАО РЖД.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ10.08.2017