17-12-24 / 2024
Новости отрасли
РЖД оперативно согласовывают с Минвостокразвития грузы по программе «Северный завоз»

Для оперативного планирования перевозок ОАО "РЖД" работает с заявками на северный завоз, которые поступают от Минвостокразвития. Ведомство берет на себя ответственность по проверке соответствия номенклатур грузов перечню товаров, подлежащих отправке в районы Крайнего Севера.

Грузы высшей категории

Согласно ФЗ "О северном завозе", на сети ОАО "РЖД" введены приоритетная перевозка и обслуживание грузов северного завоза, развивается опорная сеть логистической инфраструктуры. Так, с 1 января 2025 года вступают в действие правила недискриминационного доступа (ПНД), где грузы для северного завоза отнесены к наивысшей категории, подчеркнул начальник управления планирования международных перевозок грузов Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО "РЖД" Михаил Семенчин.

В настоящее время 21 регион РФ получает грузы по программе "Северный завоз". Список этих грузов ОАО "РЖД" сначала передает в Минвостокразвития России. "Далее коллеги, исходя из информации, имеющейся по контрактам по планам завоза, нам маркируют, что является северным завозом, а что нет. То, что является северным завозом, мы согласовываем и отслеживаем в первоочередном порядке", – рассказал Михаил Семенчин.

Грузы северного завоза можно разделить на две категории. К первой относятся топливно-энергетические (93-95% от всех грузов) и социально значимые продукты питания (СЗПТ), ко второй категории – строительные и прочие грузы (вместе с СЗПТ их объем составляет 5-7%). Все остальные, в том числе коммерческие, имеют меньший приоритет при принятии решения об их перевозке.

Пройти вне очереди

В 2024 году по федеральному плану потребность 21 региона определялась на уровне 4,05 млн тонн, а к перевозке с отметкой "Северный завоз" было заявлено 28-30 млн тонн. То есть заявленные к перевозке объемы в 7 раз превышают потребности регионов, поделился заместитель директора АНО "Информационно-аналитический центр Государственной комиссии по вопросам развития Арктики" Сергей Будилин.

По его словам, наблюдается несоответствие номенклатуры заявленных товаров перечню грузов северного завоза.

Речь идет о ситуации, когда отправители заявляют грузы как северный завоз, чтобы получить более высокий приоритет в перевозке. Михаил Семенчин поясняет, что кто-то из грузоотправителей из благих побуждений пытается поставить больше товаров в зоны Крайнего Севера и приравненные к ним территории, а кто-то руководствуется другими соображениями. "Здесь необходима поступательная работа: отслеживать и мониторить перевозки, выявлять неблагонадежных поставщиков", – уточнил он.

Выбор пути

В настоящее время практически весь грузопоток с пометкой "Северный завоз" идет через лимитирующее направление – Восточный полигон.

По мнению участников перевозочного процесса, частично снять нагрузку с Восточного полигона поможет переключение грузопотока на Северный морской путь. "Поменяв направления маршрутов, мы загрузим СМП, что позволит решить сразу две задачи, поставленные высшим руководством РФ", – отметил Сергей Будилин.

С ним согласен и Михаил Семенчин: "Частичный разворот грузопотоков угля и массовых грузов на арктические порты Архангельска, Кандалакши, Мурманска позволит разгрузить Восточный полигон".


 

Источник Дата Наименование материала

Гудок

17.12.2024