01-04-15 / 2015
Новости отрасли
РЖД оказалась в убытке

По итогам 2014 г. РЖД получила 44 млрд. руб. убытка по РСБУ (в 2013 г. была прибыль 740 млн. руб.). Это первый убыток монополии с 2008 г. (более ранние финансовые показатели монополия не раскрывает). Выручка РЖД выросла на 1,8% до 1,4 трлн руб., а себестоимость продаж - на 2% до 1,34 трлн руб.

 Убыток монополия объяснила курсовыми разницами: курс доллара к концу 2014 г. вырос на 71% до 56,2 руб., евро - на 52% до 68,3 руб., указывает в пояснительной записке к своей отчетности монополия. А часть долга компании в валюте (доллары, евро, швейцарские франки и фунты стерлингов).

Краткосрочный долг монополии на конец 2014 г. был 140,5 млрд. руб., долгосрочный - 715,7 млрд. руб. Общий долг вырос на 39% до 856,2 млрд. руб. Какая часть кредитов и займов номинирована в валюте - РЖД не раскрывает. Потери от колебаний курса рубля составили 162,7 млрд. руб., отмечает РЖД.

 Негативное влияние на финансовые результаты компании оказало снижение темпов экономического роста в стране (это привело к уменьшению перевозок в сравнении с 2013 г. на 0,8% до 1,22 млрд. т) и решение правительства заморозить тарифы монополий (недополученные доходы составили 67 млрд. руб.), добавляет представитель РЖД. Операционную прибыль монополия в 2014 г. смогла сохранить на уровне 2013 г. - 58,5 млрд. руб., уточняет представитель компании. Это удалось сделать за счет "эффективного управления денежной ликвидностью и рисками".

 РЖД полагает, что ее убыток обернется невыполнением ковенантов по кредитам, ухудшением кредитных рейтингов, сокращением налоговых поступлений, кардинальным снижением инвестиций, перечисляет РЖД в своей долгосрочной программе развития до 2020 г. последствия получения монополией убытка.

 Сейчас единственный инструмент, чтобы покрыть убыток, - субсидии от государства, отмечает источник, близкий к монополии. Если ранее РЖД могла покрывать недостающие доходы за счет продажи "дочек", то сейчас таких возможностей нет, отмечает источник, близкий к монополии. Самая крупная сделка была в 2012 г.: продажа 75% Первой грузовой компании структуре Владимира Лисина - Независимой транспортной компании.

 В прошлом году РЖД получила 26 млрд. руб. дополнительных субсидий, в этом - еще 30 млрд. руб. До 2020 г. РЖД нужно 460 млрд. руб. в виде субсидий, иначе монополия будет получать убытки ежегодно начиная с 2016 г.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости01.04.2015