04-05-17 / 2017
Новости отрасли
РЖД оценят эффективность перевозок через Северный широтный ход и Транссиб - Минтранс

ОАО "Российские железные дороги" оценивает эффективность транспортировки грузов через новый Северный широтный ход (СШХ) по сравнению с действующей Транссибирской магистралью, заявили в министерстве транспорта РФ.

"Проект в общем понятен, но, чтобы получить правительственное решение, РЖД необходимо ответить на некоторые вопросы. В частности, важно сравнить, насколько перевозки потенциального количества грузов через СШХ эффективнее, чем через Транссиб", - заявил замглавы Минтранса Алан Лушников в интервью официальному изданию ведомства. По его словам, сейчас "Российские железные дороги" проводят соответствующую работу. Ее результаты будут обсуждены на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам железнодорожного транспорта.

"В текущей конфигурации проект (реализуется - ИФ) для вывоза 20 млн тонн грузов с уже функционирующих предприятий. 3,9 млн тонн дополнительно могут быть привлечены с новых месторождений, которые попадут в зону строительства магистрали. Преимущество СШХ в том, что он даст мощный импульс к развитию Арктической зоны, где есть много месторождений, которые пока находятся на нулевой стадии разработки", - отметил замминистра. Вопрос строительства магистрали недавно рассматривался на заседании комитета по приоритетным инвестиционным проектам совета директоров РЖД (его возглавляет вице-премьер РФ Аркадий Дворкович), добавил А.Лушников.

Как сообщалось ранее, проект "Северный широтный ход" предполагает создание в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) железнодорожной линии Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево для вывоза грузов с месторождений северных районов Западной Сибири и сокращения транспортных маршрутов в порты северо-запада РФ. Реализовать его планируется с привлечением средств частных инвесторов по концессионной схеме.

Предполагается, что основные участники - РЖД, ПАО "Газпром" (MOEX: GAZP) и ЯНАО - профинансируют реконструкцию объектов собственной железнодорожной инфраструктуры, а строительство новых объектов выполнит концессионер. В частности, газовая монополия создаст "дочку", которая завершит прокладку и обеспечит ввод в эксплуатацию своей железнодорожной линии Надым-Пангоды (112 км).

"Российские железные дороги" в рамках своей инвестиционной программы должны реконструировать примыкающие участки Коноша - Котлас (Архангельская обл.) - Чум (Коми) - Лабытнанги (ЯНАО) Северной железной дороги, включая станцию Обская, а также участка Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево Свердловской железной дороги. Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа вложит средства в строительство автомобильной части моста через Обь и предоставит необходимую проектную документацию. Также регион передаст в федеральную собственность земельные участки, необходимые для строительства, обеспечит доступ к водным объектам и лесным участкам, предоставит льготы по налогу на имущество.

В свою очередь концессионер должен обеспечить финансирование, строительство и эксплуатацию линии Обская-Салехард-Надым. Предполагается, в частности, что компания построит железнодорожную часть моста через Обь и подходы к ней, новый железнодорожный участок Салехард-Надым (353 км), а также ж/д часть моста через Надым и подходы к ней. Ранее сообщалось, что созданная специальная проектная компания-концессионер будет "дочкой" РЖД, а ее акционерами могут быть заинтересованные инвесторы. Концедентом выступит РФ. А.Лушников при этом говорил ранее, что А.Дворкович выступает за контроль компании-концессионера со стороны частных инвесторов.

Тариф по СШХ "должен быть чуть-чуть ниже", говорил замглавы Минтранса. "Идея модели состоит в том, что грузоотправитель должен заплатить столько же, сколько он заплатит за перевозки по существующей инфраструктуре или чуть меньше", - пояснил чиновник. Потенциальный объем перевозок по линии оценивается в 23,9 млн тонн, хотя пока заявки не являются обязывающими, уточнял он.

А.Дворкович в апреле назвал Северный широтный ход "одним из ближайших перспективных проектов", по которому "дорабатывается модель", в том числе с точки зрения распределения рисков между РЖД, крупнейшими грузоотправителями и финансовыми институтами. "Думаю, что этот проект в среднесрочной перспективе будет реализовываться", - говорил вице-премьер.

По оценке старшего вице-президента "Российских железных дорог" Вадима Михайлова, общая стоимость строительства СШХ составит около 236 млрд руб. с долей компании в 105 млрд руб., которые необходимы для расширения "примыканий" на Северной и Свердловской железных дорогах. По планам РЖД, доля концессионера в проекте составит 113,5 млрд руб. Строительство Северного широтного хода планируется завершить к 2022 г., писало корпоративное издание монополии.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс04.05.2017