02-08-11 / 2011
Новости отрасли
РЖД обратилось в правительство с просьбой рассмотреть вопрос о выпуске инфраструктурных облигаций

ОАО "РЖД" обратилось в правительство с просьбой рассмотреть вопрос о выпуске инфраструктурных облигаций. Средства от них должны быть направлены на строительство железнодорожной инфраструктуры. Для адекватного ее развития, которое позволит к 2015 году вывезти все предъявляемые к перевозке грузы, не хватает 447 млрд руб.

По российским меркам для такого инструмента финансового привлечения это очень большая сумма. К примеру, в прошлом году первый выпуск таких облигаций осуществило ОАО "Главная дорога", которое строит новый выход на МКАД с автодороги Москва - Минск. Весной этого года инвесторы дали на достройку Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге 10 млрд руб. Сделки проходили в "ручном" режиме, под гарантии правительства, поскольку соответствующий законопроект об инфраструктурных облигациях безнадежно застрял где-то в межведомственных согласованиях. Но тогда речь шла об относительно небольших суммах, в то время как ситуация с РЖД более сложная.

Решающий момент здесь - государственные гарантии. Минфин очень осторожно относится к их выдаче, поскольку с точки зрения бюджета они мало чем отличаются от госдолга. И сейчас начнется процесс торговли: сколько госгарантий может дать бюджет.

Минфин настаивает, чтобы это были чисто корпоративные бумаги, но понятно, что в этом случае инвесторы купят их под более высокий процент и затраты компании на их обслуживание будут выше. Поэтому сломить сопротивление нашего финансового ведомства и убедить его решить вопрос за счет госгарантий будет непросто.

А это нужно сделать за месяц: вариант бюджета на следующие три года уже готовится.

Кроме того, нужно будет убедить потенциальных инвесторов, что Минфин не передумает и продлит эти гарантии на следующие три года. На возможность предоставления госгарантий на весь срок действия соглашения министерство решительно не согласно, что является одним из главных препятствий для продвижения законопроекта об инфраструктурных облигациях.

Есть и другая сложность. По закону российские компании имеют право размещать половину облигаций на российском рынке, половину - за рубежом. В случае с РЖД купить облигаций более чем на 200 млрд руб. могут лишь структуры с государственным участием, и получится простое перекладывание денег из кармана в карман, в то время как вопрос стоит о привлечении действительно частных инвестиций.

Однако и у РЖД в переговорах есть сильный "козырь": инфраструктуру развивать все равно нужно, а альтернативы бюджетным средствам в любом виде здесь просто нет.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.08.11В "ручном" режиме