08-09-11 / 2011
Новости отрасли
РЖД обнародовали условия приватизационного аукциона по Первой грузовой компании

ПГК – крупнейший оператор железнодорожных перевозок в России. В собственности компании находится свыше 200 тыс. единиц подвижного состава разного типа. ПГК в 2010 году увеличила перевозки на 30% – до 302,3 млн. тонн. Доля компании в объеме перевозок грузов по сети российских железных дорог составляет 22,5%.

Заявки на участие в аукционе принимаются с 7 сентября по 14 октября. Шаг аукциона составит 500 млн. рублей за исключением первого шага, который составляет 125 млн рублей. При этом шаг аукциона может быть изменен в течение аукциона по решению аукционной комиссии.

Согласно условиям аукциона, опубликованным во вторник, претендент на ПГК вместе с заявкой должен предоставить пакет документов. В частности, решение компетентных органов управления об одобрении сделки по приобретению акций ПГК, копии бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках за 2009-2010 годы, отчет за квартал, предшествующий дате подаче заявки, справки о перечне подвижного состава, принадлежащего на праве собственности или на праве аренды, и другие.

Для участия в аукционе претендент в срок не позднее 14 октября 2011 года обязан внести на корреспондентский счет организатора аукциона задаток в размере 5 млрд рублей. Претенденты будут признаны участниками аукциона 26 октября.

Напомним, что совет директоров РЖД в апреле текущего года утвердил продажу 75% минус 2 акции со стартовой ценой 115,5 млрд. рублей. Однако позднее было принято решение провести переоценку продаваемого пакета. В конце июля правительство согласовало условия продажи акций ПГК с определенными ограничениями. Его участниками могут быть компании, зарегистрированные в РФ, не являющиеся госкорпорациями, имеющие устойчивое финансовое положение, владеющие 15 тыс. грузовых вагонов и имеющие опыт управления таким парком в течение не менее полугода до даты объявления аукциона.

Сейчас известно о нескольких претендентах на покупку акций ПГК, которые подали заявки в ФАС и получили одобрение ведомства. Это ООО «Независимая транспортная компания» (НТК, актив владельца Новолипецкого металлургического комбината Владимира Лисина), ОАО «Новая перевозочная компания» (НПК) и ООО «Севтехнотранс» (которые входят в холдинг Globaltrans), ЗАО «Нефтетранссервис» (НТС), его «дочка» – ООО «Промышленно-транспортное предприятие „Сковородино”», а также ООО «Трансойл» совладельца нефтетрейдера Gunvor Геннадия Тимченко.Об интересе к ПГК заявляла и группа «Сумма», которая не имеет в собственности необходимого количества вагонов и для участия в аукционе будет вынуждена договариваться с другими игроками рынка.

«Список претендентов тоже давно известен. Единственное, что изменилось, пока готовили компанию к продаже – это рыночные условия, – отмечает руководитель группы исследований УК БКС Андрей Стоянов. – Однако стратегические и краткосрочные колебания рынка их мало волнуют. Главное, что проблемы финансовых рынков не отразились на финансовом положении претендентов и не ограничили их доступ к привлечению финансирования для покупки компании».

По мнению аналитика, самое интересное в грядущем аукционе – состав участников, которых трудно подозревать в способности заранее договориться. «Борьба может быть упорной – ведь, согласно стратегии развития ПГК, к 2015 году ее выручка должна вырасти с 90 до 196 млрд рублей, а EBITDA – с 20 до 55 млрд рублей, – говорит Стоянов. – Если компанию будут оценивать по EBITDA 2015 года с мультипликатором 5x, то и цена в 300 млрд рублей может быть оправданной (за вычетом долга в 30 млрд – 270 млрд). А это почти на 60% выше стартовой цены».

Старший аналитик ИФК «Солид» Эльза Бикчурина напоминает, что начальная цена пакета акций существенно выше стартовой цены в 115,4 млрд рублей, которая была утверждена на заседании совета директоров РЖД в апреле 2011 года. «Первоначальная цифра базировалась на оценке KPMG, исходившей из того, что полный пакет акций компании должен стоить не менее 154 млрд рублей. Тем не менее, очень хорошие показатели ПГК по итогам первого полугодия 2011 года позволили существенно повысить стоимость продаваемого пакета», – полагает она.

«Следует отметить, что на рынке обсуждается информация о возможном появлении нового распоряжения правительства, уже о продаже 100% акций ПГК. Данную тему могут лоббировать основные претенденты из списка покупателей при том, что РЖД выступает однозначно против полной продажи компании, – отмечает аналитик. – Основным мотивом претендентов, в свою очередь, является опасение, что у РЖД остается блокирующий пакет, что затруднит принятие стратегически важных решений по управлению ПГК. Что касается фаворитов на покупку актива, то мы затрудняемся ответить на этот вопрос. На первый взгляд, вряд ли кто-либо из претендентов имеет явные преимущества, коль скоро они смогли получить разрешения на сделку».

Александр Победаш, начальник отдела производственного аудита АКГ «МЭФ-аудит» не ожидает в ходе аукциона существенного роста стоимости 75% минус 2 акции ПГК. «В наличии ряд негативных факторов, влияющих на рост стоимости реализуемого пакета: отток капитала из РФ; тревожные настроения на фондовых рынках, в том числе и российских; опасения усугубления кризисной ситуации в еврозоне», – говорит он. Наиболее вероятным победителем в аукционе аналитик считает ООО «Трансойл» Геннадия Тимченко.

«В том, что оценка компании повысилась, нет ничего удивительного. По сравнению с апрелем ее производственные и финансовые показатели выросли, что и стало причиной повышения стартовой стоимости компании, – соглашается ведущий эксперт УК „Финам менеджмент” Дмитрий Баранов. – Что касается самого аукциона, то да, в его ходе могут быть сделаны несколько шагов, в результате чего стоимость ПГК возрастет. Но, учитывая стартовую стоимость компании и размер шага, не стоит ожидать, что стоимость вырастет в разы. Даже для тех компаний, которые уже заявили о своем намерении участвовать в конкурсе, сумма весьма велика. Не исключено, что итоговая сумма может не превысить отметку в 130 млрд рублей».

Аналитик напоминает, что прием заявок открывается 7 сентября, поэтому пока точный список претендентов неизвестен. «Те компании, которые ранее объявляли о своих планах участвовать в аукционе, могут изменить их и отказаться участвовать в аукционе, и, наоборот, те претенденты, которые ранее находились в тени, сейчас подадут свои заявки на право участия в аукционе, – полагает Дмитрий Баранов. – Кроме того, нельзя исключать, что могут появиться „фирмы-прикрытия”, то есть такие компании, которые соответствуют квалификационным требованиям, но им этот актив не нужен, а за ними стоит „реальный покупатель” пакета акций ПГК. Также могут быть созданы альянсы среди претендентов, для того чтобы купить ПГК. Причем эти альянсы могут быть самыми неожиданными. Также возможен сценарий, при котором после проведения аукциона победитель продаст (передаст) часть пакета другой компании. Короче говоря, нас ждет еще масса интересных событий до даты проведения аукциона».

До самого аукциона и определения победителя вряд ли стоит ожидать каких-то серьезных изменений на ранке железнодорожных перевозок, считает аналитик. «Да и после аукциона новый владелец вряд ли станет менять политику компании. Во-первых, потому, что оставшиеся акции будут у государства, и с ним надо будет согласовывать многие изменения. Во-вторых, ПГК и так является лидером в железнодорожных грузовых перевозках, и ей нет нужды менять свои тарифы и условия доставки, чтобы оставаться лидером, – говорит он. – К тому же любые изменения условий доставки и тарифов могут привести к оттоку клиентов, что негативно скажется на финансовых показателях. Тем не менее, после смены владельца изменение условий работы ПГК возможно, но вряд ли оно произойдет раньше следующего года».

Реформа РЖД практически завершена, и, как напоминает Дмитрий Баранов, продажа пакета акций ПГК как раз один из завершающих ее шагов. «В целом проведенную реформу можно назвать успешной, основные ее цели были достигнуты, задачи были решены», – считает он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Эксперт.ru07.09.11Грузовой аукцион
РЖД-Партнер.ru07.09.11Крупнейшая сделка