16-03-16 / 2016
Новости отрасли
РЖД нужно ускорение

РЖД решила не отказываться от проектов организации высокоскоростного движения в России. До 2030 г. на эти цели компании нужно почти 5 трлн руб.

 Правление РЖД утвердило актуализированную программу организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения до 2030 г. ("Ведомости" ознакомились с документом). Она предусматривает строительство высокоскоростных магистралей (BCM) Москва - Казань - Екатеринбург, Москва - Адлер и Москва - Санкт-Петербург, а также несколько скоростных и высокоскоростных магистралей небольшой протяженности между рядом региональных городов.

 Программа разбита на три этапа. На первом, до 2020 г., планируется ввести в эксплуатацию участки ВСМ Москва - Казань стоимостью 1,2 трлн руб., Москва - Тула (268,6 млрд. руб.), Челябинск - Екатеринбург (122,6 млрд. руб.), а также скоростные магистрали Тула - Белгород (86,8 млрд. руб.), Екатеринбург - Нижний Тагил (12,9 млрд. руб.) и Новосибирск - Барнаул (62,3 млрд. руб). Кроме того, программа предусматривает проектирование крупнейшего контейнерного порта в Усть-Луге для приема и распределения контейнерных грузов, следующих между Китаем и Европой.

 В 2021-2025 гг. планируется строительство ВСМ Ростов - Краснодар - Адлер, Тула - Воронеж и продление ВСМ от Казани до Елабуги, а также ряда других скоростных региональных магистралей.

 Но целесообразность проектов второго этапа необходимо рассматривать и уточнять после подтверждения заявленных финансово-экономических эффектов первого этапа, следует из программы.

 В 2026-2030 гг. РЖД предполагает построить ВСМ Москва - Санкт- Петербург (время в пути сократится с 4 до почти 2,5 часа), магистраль от Елабуги будет продлена до Екатеринбурга, а от Воронежа -до Ростова-на-Дону.

 В ценах 2015 г. вся программа стоит 4,9 трлн руб., подсчитали в РЖД.

Причем 50% от этой суммы - внебюджетные источники. Реализация каждого проекта предполагается с использованием ГЧП. А инвестору РЖД готова предоставлять доли в проектах, сохраняя за собой контроль, говорится в программе.

 Вместе с тем "широкое использование для финансирования проектов должны получить инфраструктурные облигации", говорится в программе. Кроме того, для снижения расходов на выкуп земли (одна из главных статей расходов при строительстве новых трасс) возможен выпуск долговых долгосрочных бумаг для расчетов с собственниками земли, говорится в документе.

 По расчетам РЖД, реализация программы обеспечит прирост ВВП на 1,31% по отношению к базовому сценарию. За 30 лет эксплуатации проектов РЖД рассчитывает получить более 1,67 трлн руб. прибыли.

 Программу вряд ли удастся реализовать до тех пор, пока "сохраняются санкции и для России закрыт рынок европейского капитала", считает гендиректор "Infoline- аналитики" Михаил Бурмистров. А в ближайшие три года состояние бюджета не позволит выделить даже средств, достаточных хотя бы для разработки проекта. Да и экономическая эффективность программы не подтверждена. "Динамика доходов населения дает повод говорить о стагнации пассажиропотока в ближайшие годы", - резюмирует Бурмистров.

 Минэкономразвития прорабатывает возможные схемы реализации программы в связи с новыми экономическими условиями, сказал представитель министерства. Его коллеги из Минфина, Минтранса и ФАС не ответили на вопросы "Ведомостей".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости16.03.2016