14-05-15 / 2015
Новости отрасли
РЖД не замечает крепости рубля

Решение РЖД повысить стоимость экспортных перевозок на 13,4% принесло ей 100 млрд. руб. в I квартале. Больше всех заплатили РЖД нефтяники и металлурги

За январь - март РЖД заработала на экспортных перевозках на 18,4% больше, чем в прошлом году, - 99,6 млрд. руб., говорится в материалах монополии. Это чуть менее трети от заработанного РЖД на экспорте за весь 2014 год-311 млрд. руб. Российский экспорт по железной дороге в физическом выражении в I квартале снизился на 0,7% до 109,6 млн. т, сообщает представитель монополии.

Доходы РЖД от импортных перевозок, наоборот, снизились - на 14,6% - и составили 8,2 млрд. руб.

Очевидно, что дополнительный доход от экспорта РЖД получила за счет повышения тарифа на 13,4%, констатирует гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров.

В конце декабря прошлого года в РЖД решили воспользоваться ослаблением рубля и с конца января 2015 г. повысить стоимость всех экспортных перевозок на 13,4%. Эта индексация была прибавлена к установленному с 1 января повышению всех тарифов РЖД на 10%. Правда, в конце января монополия сделала отдельное послабление для угольщиков и отменила 13,4%- ную надбавку; стоимость железнодорожного экспорта энергоуглей была увеличена всего на 1,3%. А надбавка в те же 13,4% на железнодорожную перевозку нефтяных грузов на экспорт действует с августа 2014 г.

На дополнительном повышении стоимости экспортных перевозок за весь 2015 год РЖД планировала заработать 29 млрд. руб., рассказывал "Ведомостям" человек, близкий к монополии. По прогнозу Бурмистрова, РЖД может заработать на дополнительном повышении стоимости экспортных перевозок в 2015 г. около 60 млрд. руб., а всего выручка монополии от экспортных перевозок в 2015 г. может вырасти на 22% и составить 380 млрд. руб.

Больше всего РЖД перевозит на экспорт энергетического угля - 33% от всех экспортных перевозок в I квартале, или 36,3 млн. т, говорит представитель монополии, но это на 2,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. РЖД указывает в своих материалах, что поставки российского энергетического угля в Китай в январе - марте уменьшились на 39,6%, и прогнозирует, что они продолжат сокращаться.

Всего перевозка энергетического угля (экспортная и внутренняя) занимает 27% от всех перевозок РЖД; за I квартал перевозка угля выросла на 4% и достигла 105,7 млн. т, сообщала компания.

Перевозки нефти и нефтепродуктов на экспорт (занимают 30% от экспортных перевозок за январь - март) снизились на 0,7% и составили 33 млн. т. Монополия опасается сокращения экспортных перевозок нефтяных грузов и по итогам года - из-за возрастающей конкуренции с трубопроводным транспортом (трубопровод - более дешевый вид транспортировки, чем железная дорога).

Выросли экспортные перевозки черных металлов (8% от всех экспортированных грузов) - на 6,5% до 6,3 млн. т; увеличился железнодорожный экспорт и других грузов: хлебных - на 35,4% до 2,6 млн. т, коксующегося угля - на 20,1% до 728 000 т, леса и лесоматериалов - на 0,2% до 6,3 млн. т.

Экспортные перевозки металлургических грузов растут быстрее, чем внутренние, это основная тенденция в сегменте, констатирует РЖД в своих материалах.

В I квартале аргумент, которым пользовалась РЖД, объясняя желание увеличить тариф, ослаб, потому что рубль укрепился: с начала года доллар подешевел на 19,5% и вчера стоил 49,5 руб., евро потерял 17,6% и стоил 55,7 руб. Но монополия не спешит отменять надбавку для экспортеров. "РЖД продолжает отслеживать уровень транспортной составляющей в цене перевозимых грузов. Решения об изменении повышающих или понижающих коэффициентов в тарифном коридоре будут приниматься исходя из экономической целесообразности для компании", - информирует представитель РЖД.

В апреле вице-президент монополии Салман Бабаев говорил "Интерфаксу", что надбавка к тарифу на экспорт может быть снижена для железной руды и глинозема в связи с падением мировых цен на эту продукцию. Пока такого решения РЖД не приняла.

*** Проценты и миллиарды В 2016 г. РЖД предлагает повысить стоимость грузоперевозок на 15,7%, тогда ей понадобится 24,1 млрд. руб. субсидий, чтобы не получить убытка; другой вариант - повысить стоимость перевозок на 13% и получить 67 млрд. руб. субсидий. Если индексация останется такой, какую заложило в макропрогнозе Минэкономразвития, т. е. 7,5%, то субсидий РЖД понадобится в разы больше - 140 млрд. руб.

*** фото: РЖД опасается, что дешевый трубопроводный транспорт лишит ее части доходов от перевозки нефти

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости14.05.2015