16-02-17 / 2017
Новости отрасли
РЖД не уверены в завершении проекта БАМ/Транссиб и на 2 года позднее плана в 2019 г

Завершение проекта по развитию железных дорог на востоке РФ (в том числе Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей) перенесено с 2017 на 2019 год, но у реализующего его ОАО "Российские железные дороги", нет уверенности, что будут соблюдены и эти сроки: по крайней мере, в 2016 г. объем инвестиций на программу были урезан более чем на 40% от первоначально планировавшейся суммы, что заметно отразилось и на всем CAPEX монополии.

Действующий график работ, предполагающий его смещение во времени на два года, был представлен компанией в причастных министерствах, "однако правительство пока не приняло окончательного решения относительно даты завершения проекта", - пишут РЖД в проспекте евробондов, которые планируется разместить в ближайшее время ("Интерфакс" ознакомился с документом).

Изначально в инвестиционной программе 2016 г. на эти цели закладывалось 148,6 млрд руб., однако впоследствии эта цифра была сокращена до 93,6 млрд руб., а по итогам года вложения составили лишь 88,3 млрд руб. (по предварительной оценке). При этом "пик" затрат на проект в действующем графике приходится на 2018 г. - 128,2 млрд руб., тогда как в этом году они будут на уровне 95,8 млрд руб., а в 2019 г. - 94,4 млрд руб.

Как сообщалось ранее, программа развития ж/д инфраструктуры на Дальнем Востоке была утверждена правительством РФ в 2013 г. Паспорт инвестиционного проекта предполагал объем его финансирования в размере примерно 562 млрд руб., в том числе 302 млрд руб. должны были выделить "Российские железные дороги", 110 млрд руб. - поступить из федерального бюджета в виде взносов в уставный капитал, еще 150 млрд руб. - из Фонда национального благосостояния (ФНБ) - в 2014-2016 гг. траншами по 50 млрд руб. ежегодно в обмен на привилегированные акции.

Программа предусматривает увеличение пропускных способностей железнодорожных магистралей в направлении портов Дальнего Востока на 55-66 млн тонн. В частности, предусмотрено строительство более 400 км дополнительных главных путей, более 45 разъездов, завершение развитию участка Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань, строительство Кузнецовского и Дабанского тоннелей.

В 2013 и 2015 гг. в рамках проекта правительство выделило 4,6 млрд руб. и 16,9 млрд руб. соответственно, выкупив обыкновенные акции РЖД. В 2015 г. на 50 млрд руб. из ФНБ были выкуплены "префы". "Компания рассчитывает получить оставшиеся 100 млрд руб. и 88,5 млрд руб. за привилегированные и обыкновенные акции, соответственно, на более позднем этапе", - говорится в проспекте, при этом монополия также подчеркивает, что детальные планы "пока не утверждены".

Замедление в реализации проекта "Российские железные дороги" связывают с "общим снижением экономической активности в регионе", задержкой с вводом месторождений угля, минерального сырья и производственных предприятии. "Следовательно, снижается необходимость увеличения пропускной способности железнодорожной инфраструктуры", - отмечает монополия в проспекте. "Изменение сроков реализации было связано с замедлением развития крупнейших грузоотправителей региона в 2014-2015 гг. и снижением государственной поддержки. При этом компания наращивала объем собственного, опережающего финансирования проекта (дополнительно 44,3 млрд в 2013-2016 гг.)", - также заявил "Интерфаксу" представитель РЖД.

В итоге в 2013 г. в проект было вложено 4,1 млрд руб., в 2014 г. - 21,2 млрд руб., в 2015 г. - 64,2 млрд руб. (в том числе 7,4 млрд руб., выделенные правительством, 7,9 млрд руб. - из ФНБ и 49 млрд руб. собственных средств компании).

Сокращение вложений в 2016 г. заметно отразилось на всей инвестиционной программе РЖД: проект является самой крупной ее составляющей. Размер CAPEX, по предварительным данным, в прошлом году уменьшился более чем на 10%, до 388,4 млрд руб. (для сравнения: объем инвестиций на 2017 г. пока оценивается в 459,5 млрд руб.). "Сгладили" сокращение проект развития железнодорожной инфраструктуры в московском транспортном узле, а также программы по ликвидации "узких мест" в целом по РФ и повышению транспортной доступности пассажирских перевозок (вложения увеличились на 10,5 млрд руб., 11,2 млрд руб. и 7,7 млрд руб., соответственно). Подросли инвестиции в так называемый "обход Украины" и проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Казань. В то же время, на 9,2 млрд руб. в 2016 г. сократились вложения в развитие подходов к портам юга РФ и на 6,4 млрд руб. - в строительство линии Междуреченск-Тайшет, обеспечивающей выход на магистральные линии грузов с месторождений Тувы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс16.02.2017