12-02-20 / 2020
Новости отрасли
РЖД не против изменения штрафов за искажения сведений о грузе в транспортной накладной

ОАО "Российские железные дороги" поддерживает идею изменения расчета штрафов, накладываемых на отправителей за искажения в транспортной накладной сведений об отправляемых грузах, которые приводят к снижению стоимости железнодорожных перевозок.

В ходе заседания Совета Федерации в среду с участием генерального директора РЖД Олега Белозерова вопрос поднял один из авторов инициативы - сенатор Вячеслав Тимченко. "Нынешней редакцией статьи 98 Устава ж/д транспорта предусмотрен 5-кратный штраф от стоимости всей провозной платы за нарушения, которые не ведут к созданию чрезвычайных ситуаций и аварий. Несоизмеримо: например, если часть номенклатуры изменена, и это привело к занижению платы на провоз продукции на 2,2 тыс. руб., то штраф - 250 тыс. руб., грабительский", - отметил он, поинтересовавшись, готова ли компания поддержать законопроект, "меняющий конструкцию" санкций.

"Норму нужно усовершенствовать. В таких действиях мы как раз совершенствуем нашу систему и, действительно, ее улучшаем. Мы не хотим никого штрафовать. Мы, наоборот, хотим создать максимально комфортные условия", - заявил на это Белозеров, признав, что это "драконов штраф".

"Но нужно - и просил бы - посмотреть баланс", - в то же время сказал топ-менеджер. "Система формирования тарифа сборных грузов несовершенна, поскольку получается, что в конечном итоге общий процентаж более дорогого и более дешевого груза влияет на стоимость отправки. И исторически было принято решение, что, если кто-то один нарушил, - ну, вроде как, он несет ответственность за всех остальных", - пояснил свою позицию глава "Российских железных дорог".

Ранее сообщалось, что Тимченко, а также другие члены Совета Федерации - Олег Мельниченко и Андрей Шевченко - предложили перейти от пятикратного размера платы за транспортировку (на все ее расстояние) к исчислению на основании размера недополученной перевозчиком провозной платы, для чего необходимы изменения в Устав железнодорожного транспорта РФ.

Сейчас штрафы накладываются за искажение в транспортной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате которых снижается стоимость перевозок "или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок ж/д транспортом грузов". Они взимаются независимо от возмещения убытков перевозчика.

Сенаторы предлагали штрафовать отправителей за те же искажения сведений, но в двукратном размере той суммы, на которую снизилась стоимость перевозки. При этом, по мнению авторов законопроекта, нынешние пятикратные штрафы, рассчитываемые от платы за перевозку грузов на все расстояние, стоит сохранить применительно только к нарушениям, влияющим на безопасность движения, и за возможное отправление грузов, запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом.

"Искажение сведений" в железнодорожной накладной во многих случаях появляется в результате незначительного изменения веса вследствие, например, набора влажности пиломатериалом в ходе транспортировки или замены по требованию заказчика при погрузке части номенклатуры отгружаемой продукции при сохранении ранее заявленного веса. Максимальные потери грузоперевозчика в этом случае составляют именно недоначисленную плату за перевозку грузов. В то же время сумма штрафа может в десятки или даже в сотни раз превышать величину таких максимальных потерь", - отмечалось в пояснительной записке к законопроекту.

"Иными словами, возникает ситуация, (при которой - ИФ) "несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу Конституции РФ недопустимо", - добавляли авторы нормативной инициативы. Они подчеркивали, что уплата штрафа грузоотправителем не освобождает его от компенсации причиненного ущерба.

"Изменение методики расчетов и соответственно размеров штрафов позволит восстановить принцип справедливого распределения ответственности между грузоотправителями и "Российскими железными дорогами". Законопроект не отменяет ответственности грузоотправителей за искажения в накладной, а устанавливает "справедливый" штраф в размере "недоплаты" стоимости перевозки", - говорилось в пояснительной записке.

В мае 2019 г. законопроект был направлен на рассмотрение в профильный комитет и был включен в "примерную программу" законопроектной работы Государственной думы в осеннюю сессию 2019 г. для подготовки к рассмотрению в I чтении. Однако в октябре он был отозван авторами "для доработки". В среду Тимченко дал понять, что законопроект вновь будет внесен на рассмотрение.

Также в ходе заседания сенатор поблагодарил Белозерова "за содействие в скорейшем принятии приказа о перевозке "скоропорта". "Это позволило только для предприятий Кировской области увеличить отгрузку продукции на севера на сумму более 2 млрд руб.", - отметил он. Правила перевозок скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом были актуализированы и упрощены в середине 2019 г. (соответствующий приказ министерства транспорта РФ был зарегистрирован Минюстом 10 июня и вступил в силу через 180 дней после официальной публикации).

Новые правила разделяют скоропортящиеся грузы на две категории - те, которые перевозятся с обязательным соблюдением температурного режима (замороженная мясная и рыбная продукция), и те, для транспортировки которых род подвижного состава или тип контейнера определяет грузоотправитель - в соответствии с установленными изготовителем продукции требованиями к ее качеству.

"Производитель, работая в конкурентных условиях, понимает, что качественная подготовка продукции к транспортировке, с учетом свойств товара, режима и сроков хранения, является необходимым условием ее успешной реализации. Новые правила предполагают такой подход, который позволит снять излишние административные барьеры, а также сделать перевозку доступнее для грузоотправителей. В результате будет расширена номенклатура перевозимых по железной дороге грузов", - отмечает Минтранс.

"Правила вступили в силу с 8 декабря, но мы, чтобы обкатать эту технологию, начали (возить эти грузы, когда "клиент брал на себя определенные обязательства по подготовке подвижного состава" - ИФ) на особых условиях с июня", - заявлял недавно замглавы РЖД Алексей Шило. "Посмотрели: с июля - рост 6,9%", - отмечал он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс12.02.2020