29-10-19 / 2019
Новости отрасли
РЖД не планируют IPO GEFCO в 2019 г. из-за по-прежнему "плохого рынка"

ОАО "Российские железные дороги" не планирует продавать долю в GEFCO в 2019 году.

"В этом году - нет. Рынка нет", - заявил первый замглавы РЖД Вадим Михайлов журналистам в кулуарах форума "RPO//Движение.1520" во вторник.

"Мы говорили о том, почему мы сейчас не делаем IPO - потому что рынка IPO нет в принципе, он должен восстановиться. Восстановится рынок IPO - мы к этому вопросу возвращаемся", - добавил топ-менеджер.

Как сообщалось ранее, 75% акций GEFCO "Российские железные дороги" купили у PSA Peugeot Citroen в 2012 г. за 800 млн евро. PSA осталась миноритарием - в том числе из-за стратегической важности деятельности GEFCO для автомобилестроительного концерна. Покупку прежнее руководство РЖД, а также транспортные чиновники мотивировали планами развития логистического направления в рамках стратегии развития российской ж/д монополии.

В 2017 г. генеральный директор РЖД Олег Белозеров заявил, что "Российские железные дороги" изучают вопрос продажи части акций GEFCO. "Нужны ли нам 75% - в этом вопрос. Мы можем оставить у себя просто контрольный пакет, при этом извлечь часть денег уже от увеличенной стоимости компании, которые направить в какой-то другой бизнес, который дал бы нам еще больший эффект", - говорил он.

Замглавы РЖД Андрей Старков (отвечает в монополии за вопросы корпоративного управления ее "дочками" и имуществом) заявлял, что российская компания прорабатывает различные варианты продажи части своей доли в GEFCO, включая совместную реализацию с частью пакета второго акционера PSA Peugeot Citroen, а также IPO, хотя и отмечал, что "каких-либо принципиальных решений нет".

В то же время Белозеров говорил, что PSA потенциально заинтересован продать свою долю в GEFCO, но в силу ряда причин готов оставаться в его капитале как минимум два года. Говоря об очередности продажи пакетов РЖД и PSA, он заявлял: "Скорее всего, первым этапом могла бы быть наша продажа (пакета акций - ИФ) инвестору, а следующий шаг, я думаю, это могло бы быть публичное размещение".

Весной 2018 г. Les Echos сообщило со ссылкой на свои источники, что PSA Peugeot-Citroen выставила на продажу свои 25% акций GEFCO. По их данным, PSA отталкивается от оценки около $250 млн. В октябре 2018 г. уже сама GEFCO заявила, что планирует IPO на 2019 г. на парижской бирже Euronext при благоприятных рыночных условиях и получении необходимых разрешений регулирующих органов.

Однако в январе 2019 г. Reuters сообщил со ссылкой на свои источники, что GEFCO переносит IPO на неопределенный срок из-за ситуации на рынке. В РЖД информацию не комментировали. Правда, источник "Интерфакса", знакомый с планами французской компании, говорил, что размещение перенесено на II квартал, компания выбирает оптимальное "окно".

В марте стало известно, что правительство РФ согласилось с продажей в ходе IPO не менее 25% + 1 акция, но не более 35% минус 1 акция GEFCO, принадлежащих "Российским железным дорогам". Сделка должна пройти "по цене не ниже рыночной, определенной на основании оценщика и не ниже номинальной стоимости бумаг".

Однако в апреле Михайлов заявил: "рынок IPO настолько плохой", что целевые показатели сделки, ожидаемые при текущих оценках актива, не будут обеспечены. "Во II полугодии 2018 г. было только одно успешное IPO, после которого был рост стоимости акций. Такое негативное, скептическое отношение к рынку IPO в целом, не конкретно к данному активу. Поэтому пока этот рынок не восстановится, говорить об IPO не имеет смысла", - отмечал топ-менеджер.

В целом, правда, по словам Михайлова, от планов IPO своего пакета акций GEFCO монополия не отказывается. "Потому, что у нас есть соглашение с PSA Peugeot Citroen, у которого через определенный момент возникало право обратиться к мажоритарному акционеру, не возражает ли он против IPO. Такая просьба была озвучена, мы получили соответствующее разрешение правительства. Нам зафиксировали цену и количество акций, которые мы можем продавать", - напомнил тогда топ-менеджер.

При этом, отвечая на вопрос, как быстро РЖД сможет отреагировать на конъюнктуру рынка IPO в случае ее улучшения, топ-менеджер заявил, что это можно сделать "достаточно быстро", поскольку все необходимые разрешения у монополии есть. "Это вопрос просто организации", - заявил Михайлов.

Чуть позднее, в апреле, GEFCO официально подтвердила, что планировавшееся IPO на Euronext отложено. В то же время он отмечал, что компания и ее акционеры "остаются приверженными" идее в зависимости от рыночных условий и получения разрешений регулирующих органов.

При этом в сообщении GEFCO говорилось, что в 2019 г. она предложит распределить чуть более 50 млн евро, а за полные 2019, 2020 и 2021 гг. компания планирует выплатить дивиденды в размере от 50% до 75% чистой прибыли, приходящейся на акционеров. Предполагалось, что в 2019 г. выручка группы вырастет на 4% (в 2018 г. - увеличилась на 4,6%, до 4,647 млрд евро). В 2020-2021 гг. GEFCO ожидала роста выручки в среднем на 4%, капитальные затраты на материальные активы не превысят 1,8% выручки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс29.10.2019