13-11-12 / 2012
Новости отрасли
РЖД не хочет расставаться с "дочками"

Президент РЖД Владимир Якунин продолжает убеждать власти в необходимости отложить приватизацию монополии: сейчас компания стоит $36 млрд, а через несколько лет подорожает в разы. Сама РЖД тоже не спешит расставаться с активами: она закладывает показатели "дочек" в инвестпланы

Если продавать четверть РЖД сейчас, то это будет стоить только 280 млрд руб., заявил Якунин на парламентских слушаниях. В таком случае оценка всей компании равна 1,12 трлн руб. (или $36 млрд). А уже через четыре пять лет стоимость монополии вырастет в 2,5-3,5 раза, утверждает президент РЖД.

Подготовка к IPO монополии займет 4-5 лет, сказано в презентации компании для депутатов (копия есть у "Ведомостей"): к тому времени РЖД будет стоить уже $86-129 млрд (2,8-4 трлн руб.). Привлекательность РЖД повысит "включение в контур прибыльных локомотивного бизнеса и оперирования", отмечает монополия. Без этих бизнесов стоимость РЖД значительно снизится, но насколько - не считали, говорит представитель монополии.

Якунин давно уговаривает чиновников повременить с продажей акций РЖД (хотя по программе приватизации 25% монополии предполагается продать уже до конца 2013 г.). "Если мы сейчас приватизируем 25% мы выручим меньше денег, чем годовая инвестиционная программа РЖД", - убеждал Якунин чиновников на круглом столе "Ведомостей" в октябре. По его мнению, сначала можно разместить до 5% акций в пользу госинвестора (продажа такого пакета сейчас и рассматривается, отмечал министр экономического развития Андрей Белоусов).

Не нравится Якунину и распродажа активов монополии - продажа Первой грузовой компании и доли в "Трансконтейнере" (там у РЖД осталось 50,2%) лишила монополию источников доходов, сетовал он.

Продажа и локомотивов, и операторов подвижного состава предусмотрена стратегией реформы железнодорожного транспорта (утверждена в начале 2011 г.). Продать локомотивы по ней предполагается уже в 2013 г. Но правительство до сих пор продолжает дискуссию о судьбе монополии.

Тем временем сама РЖД формирует инвестпрограмму на 2013-2015 гг. с учетом доходов от предоставления услуг локомотивной тяги и прибыли операторов - Второй грузовой компании (ВГК) и "Трансконтейнера", следует из пояснительной записки компании (копия есть у "Ведомостей"). Чистая прибыль монополии (с учетом показателей "дочек") в 2013 г. составит 24 млрд руб., в 2014 г. - 34 млрд руб., в 2015 г. - 35 млрд руб. При этом на долю ВГК в 2013-2015 гг. будет приходиться 56-44,8% прибыли группы, следует из документа, "Трансконтейнер" принесет 22-28% (см. врез). Доля "дочек" в EBITDA группы будет составлять примерно четверть, говорит сотрудник РЖД.

Решение о продаже ВГК и Федеральной пассажирской компании правительство собиралось принять после 2015 г. (когда завершится реформа РЖД), поэтому результаты этих компаний и включены в инвестпрограмму, объясняет представитель монополии. А вот продажу 25% "Трансконтейнера" совет директоров РЖД одобрял еще в прошлом году (правительство настаивало на реализации всех 50,2% оператора). Правда, теперь у Якунина альтернативный план: внести долю РЖД в "Трансконтейнере" в российско-казахскобелорусскую логистическую компанию. Вопрос о продаже "Трансконтейнера" так и не решен, сообщил федеральный чиновник.

Прибыльные "дочки"

Прибыль ВГК снизится с 14,8 млрд руб. в 2011 г. до 11,7 млрд в 2015 г. Причина - рост амортизации подвижного состава и обслуживание займов, сообщается в материалах РЖД. ВГК займет 84 млрд руб. на инвестпрограмму (ее объем до 2015 г. - 101 млрд). Прибыль "Трансконтейнера" вырастет с 3,8 млрд руб. в 2011 г. до 7,5 млрд руб. в 2015 г. Инвестиции - 26,5 млрд руб.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости12.11.12Якунин не продает