23-08-16 / 2016
Новости отрасли
РЖД не имеют претензий к организации тендеров по продаже ж/д активов в Греции

ОАО "Российские железные дороги" не имеет претензий к организации и проведению Греческим фондом развития активов (Hellenic Republic Asset Development Fund, HRADF) тендеров по продаже национальных ж/д активов - перевозчика TrainOSE и ремонтной компании ROSCO.

"Комментарий о недостаточности информации (по тендерам - ИФ) дан в контексте подготовки РЖД комплексной оценки бизнеса TrainOSE, включая вопросы, не входящие в сферу ответственности HRADF. Уверен, что деятельность фонда в рамках приватизационной программы будет способствовать дальнейшему развитию транспортной отрасли Греции и внесет значимый вклад в укрепление экономики страны", - написал президент РЖД Олег Белозеров председателю совета директоров Hellenic Republic Asset Development Fund Стергосу Питциорласу в ответ на его обращение.

"Благодарю за конструктивное взаимодействие в рамках конкурсных процедур по приватизации греческих транспортных активов. РЖД придают большое значение эффективному сотрудничеству и деловым отношениям, сложившимся с HRADF в ходе нашего участия в тендерах по приватизации TrainOSE, ROSCO и управляющей компании порта Салоники", - добавил он.

Оба документа опубликованы на сайте греческой организации. Письмо О.Белозерова датировано 9 августа (вывешено на сайте HRADF в этот понедельник), С.Питциорласа - 22 июля. Незадолго до этого, 19 июля, глава РЖД заявил журналистам, что компания "так и не получила всей картинки, которую хотела для полного анализа". "А итальянцы (Ferrovie dello Stato, победители тендера - ИФ), насколько мы знаем, подали предложение, отличающееся от условий, которые были выставлены", - добавил он.

После этого С.Питциорлас написал О.Белозерову, что фонд с "удивлением и сожалением" отнесся к "комментариям относительно тендера по TrainOSE", допустив, что они могли стать "результатом дезинформации" или отсутствия точных данных. По словам представителя HRADF, российская ж/д монополия имела полную и точную информацию о параметрах приватизации, онлайн-доступ ко всем материалам о TrainOSE, одинаковые права и обязанности с другими участниками тендера. Представители РЖД принимали участие в презентации руководства приватизируемого перевозчика в 2014 и 2016 гг., а также посещали ключевые места железных дорог Греции, отмечал С.Питциорлас.

Кроме того, он подчеркивал, что "Российские железные дороги" имели наряду с греческими и международными консультантами ключевые коммерческие договоры (в том числе, на техническое обслуживание и лизинг подвижного состава) и различные проекты договоров купли-продажи акций, а также полный доступ и частое общение с консультативной группой по приватизации HRADF.

Несколько раз РЖД проводили встречи на различных уровнях, включая греческих правительственных чиновников, как в Греции, так и в РФ, на всех каждый аспект тендера неоднократно и исчерпывающе обсуждался, в том числе проговаривались установленные обязательства Греции в Евросоюзе, причем российская монополия оперативно и точно оповещалась о них, а также процедурных изменениях. Это, в частности, сделало невозможным удовлетворение различных условий, которые были установлены для участия в тендере, отмечал глава совета директоров фонда.

Также, по его словам, РЖД в полной мере осознавали, и неоднократно сообщали об этом, что тендер по приватизации порта Салоники, и тендеры по TrainOSE и ROSCO являются отдельными процедурами, которые не могут быть объединены в рамках одной конкурсной процедуры, что нарушало бы принципы Евросоюза по закупкам и правила работы HRADF. При этом "Российские железные дороги" имели полное представление, что тендер по продаже TrainOSE - абсолютно прозрачная процедура, проводимая в соответствии с законами Греции, ЕС и "лучшими международными бизнес-практиками".

С.Питциорлас отмечал, что обязывающее предложение на покупку 100% акций TrainOSE, которое было представлено Ferrovie dello Stato к дате окончания сбора заявок - 6 июля полностью соответствовало положениям и условиям тендера, и в результате совет директоров HRADF 14 июля утвердил эту заявку. На этом фоне, по словам чиновника, утверждения о преференциях участников тендера может оказаться "чрезвычайно разрушительными" для международной инвестиционной репутации Греции. "Я надеюсь, что Вы окажете нам помощь в восстановлении истины", - написал он О.Белозерову.

Как сообщалось ранее, в январе совет директоров Hellenic Republic Asset Development Fund принял решение о продаже 100% акций TrainOSE посредством международного тендера, в продолжение предыдущего. Обязывающие предложения от претендентов принимались до 31 мая (к этому же времени фонд ждал и обязывающие заявки на ROSCO), потом этот срок был сдвинут на 22 июня.

В апреле стало известно, что "Российские железные дороги" подали заявку на участие в предквалификационном этапе конкурса на приобретение TrainOSE. Весной первый вице-президент РЖД Александр Мишарин заявлял, что компания изучает возможность участия в тендере и предоставленные материалы. "Там есть условия, которые нас пока не устраивают. Мы должны их изучить", - говорил топ-менеджер, отмечая, что монополия наняла консультантов, в числе которых - Ernst&Young.

Однако в середине июня в кулуарах Петербургского экономического форума А.Мишарин заявил, что прежде чем подавать заявку на покупку TrainOSE, "Российские железные дороги" хотят получить представление о вариантах реструктуризации долга этого актива. "Тогда мы будем понимать условия (вхождения в этот бизнес - ИФ)", - заметил топ-менеджер. "Они (греческие власти - ИФ) понимают это, но не могут ответить на наши вопросы. Они нам не представили годовой отчет за предыдущий год - там условия вариантов реструктуризации долга, мы без этого не можем принять решение. За 9 месяцев есть, за 2015 г. они обещали нам, но мы дождаться никак не можем", - добавил он, отметив, что продающей стороне было предложено перенести сроки тендера.

Примерно тогда же стало известно, что совет директоров HRADF перенес на 6 июля срок завершения подачи обязывающих предложений от претендентов на покупку железнодорожного перевозчика TrainOSE и ROSCO. Говоря о причинах изменения срока, фонд ссылался "на соответствующие запросы со стороны заинтересованных инвесторов". До этого HRADF сообщал, что получил предзаявки от трех потенциальных инвесторов TrainOSE, не уточнив, о каких именно компаниях идет речь. Источники греческой газеты Kathimerini говорили, что среди претендентов, помимо РЖД, - китайская Cosco и итальянская Trenitalia.

Однако 6 июля РЖД заявили, что решили воздержаться от подачи обязывающего ценового предложения по приобретению TrainOSE. "Имеющаяся на сегодняшний день в распоряжении информация, в том числе по ряду ключевых аспектов деятельности TrainOSE, не позволяет в полной мере оценить текущее состояние и перспективы развития данного актива", - говорилось в сообщении. В то же время компания отмечал, что продолжает изучать возможности "для расширения сотрудничества с греческими партнерами в сфере ж/д транспорта". "Мы внимательно наблюдаем за изменениями, происходящими в транспортном секторе Греции, и не исключаем реализации совместных проектов в будущем", - заявлял перевозчик.

Компания напомнила, что принимает участие в конкурсных процедурах по приобретению транспортных активов в Греции с 2013 г., в том числе является участником повторно объявленного в 2016 г. конкурса по приватизации TrainOSE. Ранее в аналогичном тендере "Российские железные дороги" участвовали вместе с греческой компанией Gek Terna. Бывший президент РЖД Владимир Якунин говорил, что компания готова инвестировать в греческие компании "немалые деньги", объем необходимых вложений оценивался в сотни миллионов евро. Одновременно РЖД проявляли интерес и к порту Салоники: В.Якунин объяснял это стремлением выстраивать транспортные коридоры между Европой и Азией. Ключевой проект этой концепции - создание железнодорожной линии российской ширины (1520 мм) до Вены через территорию Украины и Словакии. В связи с этим российская монополия заявляла и об интересе к транспортным активам (в основном железнодорожным) в целом ряде европейских стран: они обеспечивали бы подвоз и обработку грузов к единой транзитной магистрали.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс23.08.2016