23-06-21 / 2021
Новости отрасли
РЖД не будут выплачивать дивиденды на обыкновенные акции по итогам 2020 года

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин предписал ведомствам не предусматривать выплату "Российскими железными дорогами" дивидендов на обыкновенные акции по итогам работы компании в 2020 году.

Распоряжение датировано 21 июня, оно опубликовано на портале правовой информации. Документ адресован министерству финансов РФ, министерству экономического развития РФ и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом РФ, которые будут готовить проект соответствующих директив представителям единственного акционера монополии - государства.

Чистая прибыль ОАО "РЖД" по РСБУ в 2020 г. составила 0,282 млрд руб. против 53,457 млрд руб. годом ранее. При этом проект финансового плана, который правительство рассматривало в конце декабря, предусматривал в 2020 г. чистый убыток по российским стандартам учета в размере 3,3 млрд руб.

По состоянию на конец I квартала 2021 г. уставный капитал ОАО "Российские железные дороги" состоял из обыкновенных акций общей номинальной стоимостью 2 трлн 330 млрд 639,343 млн руб. и привилегированных на 110 млрд руб. (номинал бумаг - 1 тыс. руб.).

Посредством выкупа "префов" государство вносит средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) на I этап проекта по модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей (завершается в 2021 г.). В общей сложности на эти цели из ФНБ предусмотрено выделить 150 млрд руб. 15 июня было завершено перечисление последних 40 млрд руб. В итоге совокупная стоимость размещенных привилегированных акций РЖД достигла 150 млрд руб.

Средства являются возвратными, по ним предусмотрена ежегодная выплата 2,98% от номинала акций - 29,8 руб. на бумагу, 4,47 млрд руб. на весь пакет "префов". Их, в отличие от обыкновенных акций, скорее всего, компании предстоит направить государству по итогам 2020 г. За 2019 г. монополия заплатила на привилегированные акции 2,7 млрд руб., хотя так же освобождалась от дивидендов на "обычку".

Вопрос о дивидендной политике "Российских железных дорог" активно обсуждался на протяжении последних нескольких лет в свете общего подхода к распределению прибыли государственных структур. Монополия предлагала в 2019-2025 гг. осуществлять выплаты только на "префы" с одновременным реинвестированием остальной части чистой прибыли в проекты, предусмотренные долгосрочной программой развития компании.

В этом вопросе РЖД поддерживались отраслевым ведомством - министерством транспорта. В то же время, Минфин настаивал на последовательном переходе к выплатам на обыкновенные акции в размере 50% от чистой прибыли по МСФО: 30% по итогам 2018 г., 40% - за 2019 г., 50% - за 2020 г. (поступления от монополии оценивались примерно в 200 млрд руб.).

Однако в итоге уже по итогам 2018 г. дивиденды "Российских железных дорог" на "обычку" были утверждены в более скромном размере - 13,357 млрд руб. (72,7% от прибыли по РСБУ и 37,7% - по МСФО), а по итогам 2019 г. - на фоне кризисных явлений - монополия была освобождена от выплат на обыкновенные акции. Около 2,7 млрд руб. (5% от прибыли) направлено в резервный фонд, 48,1 млрд руб. (примерно 90%) - оставлено в распоряжении компании.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс23.06.2021